65

Официальный фонд Г.С. Альтшуллера

English Deutsch Français Español
Главная страница
Карта сайта
Новости ТРИЗ
E-Книга
Термины
Работы
- ТРИЗ
- РТВ
- Регистр идей фантастики
- Школьникам, учителям, родителям
- ТРТЛ
- О качестве и технике работы
- Критика
Форум
Библиография
- Альтшуллер
- Журавлева
Биография
- Хронология событий
- Интервью
- Переписка
- А/б рассказы
- Аудио
- Видео
- Фото
Правообладатели
Опросы
Поставьте ссылку
World

распечатать







   
© Альтшуллер Г.С., рукопись, 1986.
 
БОЙ C ТЕНЬЮ

БЕСЕДЫ О ТВОРЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ

СЦЕНАРИЙ ЧЕТВЕРТОЙ БЕСЕДЫ
 
 
После драки кулаками не машут. Это справедли­во везде - за исключением телевидения. Когда всё снято, когда ничего нельзя изменить - вот тут-то (как назло!) и приходят самые интересные мысли. Потушен свет, выключены камеры, но именно в это время - после съемки - начинаешь спорить сам с собой: появляются сомнения, возражения и, наконец, потрясающие идеи - как всё следовало бы сказать и как всё могло быть снято...
 
На передачу «Беседы о творческом мышлении» отпущено 10 минут. Всего-навсего. И значительная часть этих 10 минут уже расписана. Надо напомнить о том, что было два месяца назад в предыдущей передаче - зрители успели это забыть. Надо разобрать домашнее задание. Надо поставить новое домашнее задание, рассказать и показать его так, чтобы оно было пра­вильно понято.
 
Сидишь после съемки перед контрольным экраном - и ведешь мысленный бой с собственной тенью. Ну, конечно, не с тенью - с изображением. С цветным изображением. Суть поединка от этого не меняется. Тень (цветное изображение!) ведет свою линию, а ты сражаешься с этой линией, пытаешься всё переина­чить, переиграть...
 
Вот почему меня обрадовало предложение редак­ции ИР вынести «бой с тенью» на страницы журнала: дать цикл статей, параллельных передаче. Может быть, я увлекаюсь, но мне кажется - здесь есть возможность получить новый синтетический жанр, но­вое сочетание телевидения и журналистики. Разуме­ется, бой с тенью - прием на один раз. Форма может меняться, неизменным должен остаться дух поиска - спор с экранным вариантом, размышления. Партнерами могут стать - это мне представляется особенно инте­ресным - режиссер и редактор передачи. Или кто-то из зрителей и читателей. Или специалист по методологии творчества. Я верю, такая полемика заинтересует читателей и зрителей, придет много писем, и коллек­тивный разум отыщет новые подходы, новые приемы, которые потом будут проверены в работе - на переда­чах.
 
Конечно, в статьях должно найтись место непос­редственному продолжению «Бесед о творческом мыш­лении» - развитию основных мыслей, нюансам, новым задачам и упражнениям. Статьи должны вместить и полемику - на экране для этого просто-напросто нет времени. Но главное - поиск. Еще никогда телевиде­ние не раскрывало технологию творчества - тонкие и сложные процессы, ход за ходом - как в шахматной партии - прокладывающие полный неожиданностей путь от задачи к ответу. Впереди интереснейший поиск на стыке телевидения, журналистики, творчества. Предстоит найти новые формы взаимодействия изобре­тательства, публицистики, искусства.
 
Противоречие: начало должно быть и начала не должно быть...
 
Я смотрю на экран: энергичное начало, ни одного лишнего слова... Вот тут-то и возникает противоречие! Надо начинать в быстром темпе, потому что нет времени, и нельзя начинать в быстром темпе, потому что это нарушает азы психологии восприятия: зритель должен подгото­виться, нужно какое-то пусковое время. Иначе смазывается, не успева­ет сработать важнейшая мысль первой передачи - об огромном ущербе от несовершенства старой технологии творчества - метода проб и ошибок.
 
Начать надо плавно, постепенно, дать две-три минуты «на раскачку», на настройку. И начать надо стремительно, с места в карьер, не поте­ряв ни одной секунды - их просто нет, этих секунд... Изобретатель­ская задача (в широком смысле слова изобретения могут быть везде - в науке, в искусстве..., в телевидении, которое и наука, и техника, и искусство). Что ж, применим изобретательский прием: усилим вред, обратим его в пользу! Пусть передача начинается с архиважной мысли, которая сразу мобилизует внимание.
 
Например, так:
 
В конце XIX века французский психолог Рибо провел эксперименты с парижскими школьниками и установил: творческое воображение (а это основа творческого потенциала вообще) растет с годами,., до 15 лет; потом начинается необратимый спад. У инженера в 30-40 лет кривая воображения близка к нулю. Попробуйте выполнить (или предложите кол­легам) пустяковое упражнение: надо придумать фантастическое животное. Получатся «шедевры» вроде коровы с вертолетным винтом.
 
С 1974 г. я веду изобретательский раздел в «Пионерской правде». Мы рассказываем об изобретательских приемах, даем задачи, разбираем ответы. Через мои руки прошло около трехсот тысяч писем. Теперь не времена Рибо: обильная информация сильнее гасит воображение - пик развития фантазии ниже, чем в прошлом веке, максимальный взлет при­ходится на 12-13 лет, спад идет быстрее и необратимее... А потом, упустив время, самое благоприятное для развития творческого мышле­ния, мы приходим к сороколетнему инженеру и канючим: «Требуется идея! Твори, выдумывай, пробуй!..»
 
Так вот, начать передачу следовало с ключевого момента - с рас­сказа о кривой Рибо. Показать - на что способно свежее и нетривиаль­ное воображение ребенка. Проследить - как оно гаснет, это воображение. И как мы, взрослые, помогаем тушить огонь фантазии. Как фантазия вы­тесняется привычкой цепляться за «прототип»...
 
Развитие творческого мышления - комплексная проблема, И подхо­дить к ее решению надо комплексно, системно. Если начать с опытов Рибо, можно отразить в 10-минутной передаче всю сложность проблемы, показать необходимость развития творчества во всей цепи - от перво­классника до умудренного опытом изобретателя.
 
Сильнее сильного, или подарок для Аэлиты
 
Спору нет: системный подход, кривая Рибо, наконец, дети – это сильное начало. Но зададим - ради научного озорства - вопрос: а нельзя придумать начало, которое будет сильнее сильного?
 
Вот идет передача о футбольном матче. Идеально сражаются фут­болисты, идеально работают операторы и комментатор. Что может быть сильнее? Очень просто: сильнее, если мяч - хотя бы один раз! - вы­летит с экрана в комнату, где сидит зритель. Чтобы можно было подер­жать в руках мяч, «отфутболить» его на поле... Фантазия? Не буду спорить. Важна идея: даже самое сильное действие на экране можно только пассивно наблюдать; участие в действии - вот что сильнее лю­бого наблюдения. Введем в игру «мяч» - задачу. Не простую задачу, а дьявольски интересную, доступную - в принципе - всем, требующую не узкоспециальных знаний, а изобретательности в химически чистом виде. И главное: предельно привлекательную. Такую, чтобы снилась в ночь после передачи. Чтобы помнилась неделю, месяц, год спустя…
 
Задача 1.
 
Вас отправляют на Марс - послом к Аэлите. По древ­ним марсианским обычаям, вручая грамоты, посол должен подарить Аэлите придуманное им украшение. Драгоценных металлов и камней на Марсе навалом - как у нас - железа и обычных камней. В остальном условия на Марсе - в точ­ности как на Земле. Аэлита - такая, как она описана в повести А.Толстого (если хотите, она - правнучка тол­стовской Аэлиты). Подчеркнем: все, что есть на Земле, есть и на Марсе (на нашем «задачечном» Марсе), удивить Аэлиту можно только придумкой, фантазией, изобретатель­ностью.
 
Стоп! Я слышу суровый голос критика: «Нужно решать актуальные народнохозяйственные задачи, а вы говорите о каких-то фантастических ук­рашениях для несуществующей Аэлиты...» Но ведь условия задачи еще не изложены!
 
Задача 1 (Продолжение)
 
Древний и мудрый марсианский обычай придуман для укрепления экономики. Нет ничего прибыльнее выпуска новых женских украшений! Одна зарубежная фирма (дело было на Земле) выпустила кольца с камнями, меняющими цвет в зависимости от настроения владельца. Секрет колец прост: под прозрачным камнем находится слой жидкокристаллического вещества, меняющего цвет при изменении температуры. А температура пальцев зависит от эмоционального состояния человека. Вот и вся хитрость! Но обратите внимание: за первые полтора месяца только в США продано 33 миллиона таких колец...
 
О свойствах жидких кристаллов давно писали все научно-популярные журналы, включая «Юный техник». Создание пробного кольца доступно каж­дому, кто держал в руках паяльник. Массовый выпуск колец возможен на самой простенькой фабрике. А прибыль - астрономическая. И главное: какой подарок женщинам...
 
Впрочем, завершим постановку задачи:
 
Задача 1 (Окончание)
 
Изменение цвета жидких кристаллов при изменении температуры - всего-навсего один физический эффект. А таких эффектов известно свыше 5 тысяч! Число же соче­таний эффектов просто немыслимо определить. Значит, наша задача в том, чтобы придумать новый тип украше­ний, использующих какой-то физический (или химический?) эффект. Украшение должно быть новым, красивым, а его производство - экономически выгодным.
 
Кстати — домашнее задание
 
Задача отличная - со всех точек зрения. Пусть она будет домашним заданием новой журнальной рубрики. Срок - месяц. Ждем ваших писем. Десять лучших работ будут отмечены призами - книгами по теории реше­ния изобретательских задач, научной фантастикой. Разумеется, с автографами.
 
Этот безумный, безумный метод проб и ошибок
 
Вероятно, возможны и другие сильные варианты входа в передачу. А если... без входа? Если сразу вцепиться в первую цель? Заключа­ется она, эта цель, в том, чтобы раскрыть безумие метода проб и оши­бок. Не мудрствуя лукаво, нужно взять какой-нибудь очерк об изобре­тателе и показать - как это выглядит на практике. Впрочем, годится не всякий очерк. Нужен очерк хвалебный: ведь упорный (я бы сказал - тупой) перебор вариантов привыкли ставить в заслугу. Вот хотя бы та­кие строки: «Шли к решению проблемы почти на ощупь. Перебрали мно­жество теорий... Поставили тысячи экспериментов только для того, чтобы убедиться: пошли не туда. Испытали десятки конструкций прибо­ров, перепаяли сотни метров проводов и извели не поддающееся учету количество кинопленки». О результатах ни слова… Или так: «...он искал решение проблемы, отвергая один вариант за другим. Порой ему начинало казаться, что он бессмысленно ходит по кругу. Но на самом деле масса самых разных идей постепенно спрессовывалась в своего рода пороховой заряд, И нужна была лишь искра случая, чтобы вспыхнул огонь озарения». Пять-шесть таких цитат, просто-напросто прочитан­ных по бумажке - и трагедия метода проб и ошибок показана: годы, по­терянные на перебор вариантов даже при пустяковой задаче. А чтобы это было видно, можно привести еще один ряд цитат - с задачами. Вот одна задача из первого очерка: «На оси - шкив, на шкиве - ремень, наброшенный на вал электромотора… Шкив проскаль­зывает, какие обороты у диска, насколько они постоянны - неизвестно. На эту систему в лаборатории потратили год, а потом просто насадили диск на ось ротора электромотора». Потратили год! Целый год только на то, чтобы выбросить проскальзывающий ремень…
 
Да, передача длится всего 10 минут. Надо экономить секунды, экономить на всём - кроме мысли о странной неэффективности метода проб и ошибок, К этой мысли надо неоднократно возвращаться, развивать ее, не жалея времени. Показывать на примерах, на цифрах, использо­вать все средства телевидения, вплоть до эксперимента перед камерой. Ибо это - главное: осознание трагического несоответствия метода проб и ошибок темпам и духу современной научно-технической революции.
 
Вот такое кино...
 
Центральная мысль первой передачи:
 
Технические системы развиваются не как попало, а по определенным законам. Надо знать и применять эти законы, чтобы сознательно - шаг за шагом, без пустых проб - продвигаться от задачи к ответу.
 
Эта мысль проиллюстрирована главным законом - увеличением идеаль­ности технических систем.
 
А если взять закон попроще и понагляднее?
 
Конструирование сценария сродни конструированию машины: хочешь улучшить один показатель - ухудшается другой. И все-таки есть смысл поступиться «рангом» закона, но выиграть в наглядности.
 
Вот один из самых простых законов: если два объекта образуют еди­ную систему, ритмика (периодичность, частота колебаний) этих частей должна быть согласована. Просто до чрезвычайности! Если хочешь, что­бы собака нормально двигалась, передняя пара ног должна бежать в такт с задней парой ног. Применительно к собаке это понятно и ребен­ку. Но в технике мы сплошь и рядом нарушаем предельно очевидный за­кон.
 
Возьмем для примера киносъемочный комплекс - киноаппарат и осветительные лампы. Объектив киноаппарата открывается 24 раза в секунду, причем открывается на короткое время, иногда на сотые и тысячные доли секунды. А лампы при частоте в 50 герц сто раз в секунду прохо­дят через максимум накала. Или вообще работают на постоянном токе. Представляете, что получается? Свет льется всё время на максимуме, а объектив киноаппарата открывается в редкие мгновения. Подавляющая часть электроэнергии пропадает зря. Разве трудно согласовать работу киноаппарата и осветительных ламп?! Изобретение запоздало по крайней мере на полвека...
 
Дождь на весь день
 
Законы развития технических систем - частный случай более общих законов развития любых систем: научных, художественных, социальных. Возьмем для примера... сказку. Ведь сказка - маленькая, но художественная система... Допустим, наша сказка начинается так: «Существо проснулось на рассвете и поняло, что дождь зарядил на весь день...» Вопрос: что это за существо? Человек? Но что такое для че­ловека дождь, даже если он льет весь день! Пустяки... Кошка? Конеч­но, кошка боится воды. Но разве трудно терпеливой кошке переждать сутки?.. Нет конфликта - души художественной системы.
 
Нарушен закон согласования ритмики частей системы. Ведь у нас система из двух объектов – «существо» и дождь. Дождь будет продол­жаться весь день. Значит и «существо» должно жить один день! Выбор существа однозначен: бабочка-однодневка. И начало сказки сразу при­обретает шекспировский накал: «Бабочка-однодневка проснулась на рас­свете и поняла, что дождь будет лить весь день...» Конфликт, кото­рый вначале еле-еле тлел, загорается ярким пламенем высокой тра­гедии. Бабочке предстоит прожить день - только день! - и всю ее жизнь будет лить дождь, при котором даже не взлетишь...
 
Придумайте сказку!
 
Задача 2
Задача для ваших детей. Есть начало сказки» «Бабочка-однодневка проснулась на рассвете и поняла, что дождь будет лить весь день...» Придумайте окончание сказки. По условиям задачи нельзя прекращать дождь: пусть льет весь день. Дождь не очень сильный (птицы летают), но бабочка летать не может. Как же ей выйти из безнадежного положения?
 
Если хотите, попробуйте и сами придумать окончание сказки. За­метьте: начало сказки уместилось в одной фразе. Окончание тоже должно быть коротким: 3-4 фразы, ну, полстраницы. Нужна идея окончания. Ко­нечно, детей и взрослых ждут призы - 10 книг с автографами. Отправ­ляя решения задач в редакцию ИР, пожалуйста, указывайте на конверте название рубрики «Беседы о творчестве».
 
Два пути к идеалу
 
Поблагодарив бабочку, она подсказала отличную мысль: кое-что о технических системах можно компактно и наглядно показать на систе­мах художественных. Это можно реализовать в следующих передачах. А пока вернемся к делам серьезным, не-сказочным.
 
Самое серьезное в первой передаче - закон увеличения степени идеальности. Вот здесь, в рассказе об этом законе, есть досадное упущение. Показан только один путь к идеалу, а их два!
 
1. Система может - при сохранении своей функции - становиться «воздушное», легче, компактнее.
 
2. Вес и габариты системы могут не уменьшаться (даже несколько увеличиваться), но если число выполняемых функций увеличивается, то идеальность растет.
 
В развитии технических систем эти пути чередуются. Как эффектно можно было обыграть это на телеэкране! Взять обыкновенный кирпич, и показать его зрителям и предложить задачу: «Подумайте, далеко ли можно пойти, взяв за основу обычный кирпич и применив к нему закон увеличения степени идеальности?» Ну, первые шаги сделать нетрудно: сплошной кирпич - кирпич с одной внутренней полостью - кирпич со многими внутренними полостями... Пожалуй, не вызовут затруднений еще несколько шагов: кирпич со множеством мелких пор - кирпич, пронизан­ный капиллярами... Ну, если есть поры и капилляры, совсем легко придти к мысли: можно их заполнить. Например, газом с низкой теплопроводностью (а.с. 480 886). Иди магнитной жидкостью: получится зах­ват (а.с. I 051 026). Начало цепочки очень наглядно. А дальше? Куда, к каким устройствам, приборам и механизмам можно придти, наращивая идеальность обыкновенного кирпича?
 
Великолепная получается задача! Она интересна не только сама по себе. Намного важнее, что она вводит новую мысль: метод проб и оши­бок плох еще и потому, что не позволяет увидеть будущее систем, не дает возможности прогнозировать новые задачи и загодя их решать. Прослеживая логику развития кирпича, мы начинаем понимать, что знание законов развития систем необходимо не только для решения давно возникших задач. Законы высвечивают будущее.
 
Что скажет зритель-читатель?
 
Наверное, теперь видно - как много возможностей осталось неиспользованными. Подскажите:
 
- Как, по вашему мнению, лучше построить передачу «Беседы о творческом мышлении»?
 
- Как лучше построить журнальную рубрику, связанную с те­левизионными беседами?
 
Мы ждем ваших писем.