© Альтшуллер Г.С., Петрозаводск, «Скандинавия», 2003 г., с. 173 - 185. НАЙТИ ИДЕЮ. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ
ГЛАВА ДЕСЯТАЯ
УЧИТЬ ТАЛАНТЛИВОМУ МЫШЛЕНИЮ
Помните, как начинается "Аэлита"? В Петрограде на облупленной стене пустынного дома по улице Красных Зорь появился серый листок бумаги: "Инженер М.С. Лось приглашает желающих лететь с ним 18 августа на планету Марс явиться для личных переговоров от 6 до 8 вечера..." Газета "Вечерний Новосибирск" напечатала 11 июня 1981 г. нечто не менее удивительное: "НИИ комплектного электропривода объявляет конкурс на замещение вакантной должности старшего научного сотрудника по специальности "Теория решения изобретательских задач". Вместо прирожденных способностей, непостижимой интуиции, счастливых случайностей - теория, а следовательно, законы, правила, формулы... В сущности, это даже фантастичнее полета на Марс. Не случайно научная фантастика, предсказавшая авиацию и атомную энергию, придумавшая роботов и лазеры, не сумела предвидеть революцию в технологии технического творчества.
Как утверждает Алексей Толстой, на постройку космического корабля инженер М.С. Лось потратил два года. Постройка ТРИЗ длилась много дольше. Началась она, как я уже отмечал, в 1946 г. Но что считать завершением? 1956 год - дату первой публикации? Вряд ли. Статья в журнале "Вопросы психологии" осталась почти незамеченной. Может быть, первый семинар по ТРИЗ в академическом институте? Произошло это в ноябре 1966 г. в Институте математики СО АН СССР. Семинар, однако, не стал началом регулярной учебы - еще не было отработанных программ, учебных пособий, опытных преподавателей. Считать датой внедрения ТРИЗ 1971-1972 годы, когда начали работать первые школы в Баку, Днепропетровске, Дубне? Но ведь это общественные школы, не государственные. Прошло немало времени, пока (уже в 1980 г.) ТРИЗ не была включена - в качестве нового обязательного учебного предмета "Основы технического творчества" - в учебные программы вузов Украины. И снова сомнения: курс небольшой, обзорный... Может быть, обозначить время более расплывчато? Скажем, середина 80-х годов, когда книги по ТРИЗ были переведены на английский, немецкий, финский, японский, вьетнамский, польский, болгарский языки...
Наверное, правильнее считать так: идет нормальный процесс становления новой науки. Процесс сложный, многоэтапный, бурный. ТРИЗ и сегодня в строительных лесах.
Ну, а скептики? У них по-прежнему сомнения. "Почему не все выпускники ваших школ становятся изобретателями?" - А разве все выпускники технических вузов становятся толковыми инженерами? "Почему ТРИЗ берет не все задачи?" - А разве нет "невзятых проблем" в физике и химии?.. И наиболее каверзный вопрос: "Если все так хорошо, почему нет школ в каждом городе, на каждом предприятии?"
* * *
Вот и кончается книга. Уже не остается места, чтобы показать, как ТРИЗ работает совместно с функционально-стоимостным анализом. Между тем здесь достигнуты впечатляющие результаты (Филатов В., Альтшуллер Г., Злотин Б. Профессия - поиск нового. - Кишинев: Изд. "Картя Молдовеняска", 1985; Никитин Ю. Экономия материалов: проблемы, решения. - Коммунист, 1982, № 11, с. 71). Придется не касаться философских аспектов ТРИЗ, хотя это тоже очень интересно: некоторые философы видят в ТРИЗ науку нового типа, сближающую фундаментальные исследования и технику (Дашлевый Н.С., Яценко Л.В. Пути сближения научного и технического творчества. - В кн.: Фундаментальные исследования и технический прогресс. — Новосибирск: "Наука", 1985 - с. 93 - 99). "ТРИЗ создает основу для перехода к подлинно коллективному творчеству", - пишут составители капитального "Справочного пособия директору производственного объединения, предприятия" (Справочное пособие директору производственного объединения, предприятия. Т.1 /Под ред. Д.А. Шеремета. - М: Экономика, 1985). Действительно, ТРИЗ позволяет создать "команду" изобретателей, в которой каждый играет свою роль, а все вместе работают на технический прогресс. Но и это остается за пределами книги. Нельзя объять необъятное...
В запасе у меня всего несколько страниц. Пусть они будут отданы самому важному вопросу: обучению ТРИЗ.
* * *
Так почему мало школ ТРИЗ?
Чтобы ответить на этот вопрос, разберемся прежде всего в том, что такое "школа". В 1984-85 учебном году насчитывалось свыше 250 школ. Но работали они по разным программам. Ниже показаны особенности современных учебных программ по ТРИЗ.
Объем занятий, часы |
Письменные работы |
Цели обучения |
1)До 40 |
- |
Ознакомление с принципами теории. Привлечение к дальнейшей учебе. |
2) 60-80 (полгода занятий раз в неделю или двухнедельный семинар с отрывом от работы). |
Домашние задания, контрольная работа. |
Углубленное ознакомление с принципами. Частичное освоение рабочих инструментов ТРИЗ. |
3) 120-140 (год занятий раз в неделю или месячный семинар с отрывом от работы). |
Домашние задания. Контрольные и курсовые работы. Выпускная работа. |
Освоение основных рабочих инструментов ТРИЗ и решение с их помощью одной производственной задачи (с последующим оформлением заявки). Выработка некоторых навыков творческого мышления. |
4) 220-280 (два года занятий раз в неделю или два месячных семинара с отрывом от работы). |
Домашние задания. Контрольные и курсовые работы. Выпускная работа по окончании первого курса. Дипломная работа по окончании второго курса. |
Освоение современной ТРИЗ и решение нескольких производственных задач (с оформлением заявок). Выработка устойчивых навыков творческого мышления. Подготовка преподавателей и разработчиков ТРИЗ. |
Строго говоря, школами следовало бы называть только занятия по программам на 120-140 и 220-280 часов. Таких школ не более 40. Но для создания новых школ нужны преподаватели высокой квалификации, а их подготовка идет медленно. Два учебных года плюс год на стажировку. И потом еще год-два постепенного "выхода на режим". Это - чтобы готовить слушателей по программам на 120-140 часов. Еще сложнее подготовка "преподавателей для подготовки преподавателей" - по программам на 220-280 часов.
Рассмотрим данные о минимальной отдаче при обучении группы в 30 человек по программе на 120-140 часов:
Сразу по окончании обучения |
20 технических решений на уровне предполагаемых изобретений |
Через год после обучения |
15 заявок на изобретения |
Через два года |
30 заявок, 5 авторских свидетельств, одно внедренное изобретение |
Через три года |
40 заявок, 12 авторских свидетельств, 3 внедренных изобретения |
Организуя обучение ТРИЗ, иногда ждут сиюминутной отдачи. Это нереально. Для освоения ТРИЗ требуется время. Нужно время на получение зримых результатов - заявок, авторских свидетельств, экономического эффекта. Приведем данные о работе Днепропетровской школы ТРИЗ за 1972-1981 гг.23 : 9 выпусков, 500 слушателей, 350 авторских свидетельств (сейчас эта цифра намного больше: выпускники продолжают изобретать, приходят положительные решения по отправленным ранее заявкам). Экономия: десятки миллионов рублей.
* * *
По одной задаче удалось накопить интересные сведения, характеризующие "решаемость" в зависимости от объема обучения и используемых при решении механизмов. Вот эта задача:
Задача 10.1. Для изготовления штампа применяют металлическую плиту (210х300 мм) почти с 16 тыс. полусферических углублений, в которые по чертежу укладывают двухмиллиметровые стальные шарики. Когда рельефный рисунок выложен, включают электромагнит, расположенный внутри плиты, и шарики прочно прилипают к ее поверхности. К сожалению, сборка идет вручную, медленно: на укладку шариков в одну плиту затрачивается до 14 часов24. Нужно усовершенствовать этот способ.
Задача каверзная. Она трудна для слушателя-новичка и легка, если владеешь основными механизмами ТРИЗ. Действительно, стандарты сразу подсказывают обходной путь: надо уложить шарики во все выемки (это легко!), а потом убрать избыток, т.е. задача сводится к поиску способа размагничивания шариков там, где по чертежу их не должно быть. АРИЗ перемалывает эту задачу медленнее стандартов, но надежнее. И все-таки даже по программе в 140 часов и даже при сильном АРИЗ-82 процент ошибок довольно велик. Рассмотрим, как изменялся процент правильных ответов при решении задачи 10.1 в процессе обучения. (До обучения правильных ответов не более 5 %.)
Объем занятий, часы |
Решение по АРИЗ-77 или стандартам - 28,
% |
Решение по АРИЗ-82 или стандартам - 50,
% |
40 |
25-30 |
35-40 |
120-140 |
70-75 |
85-90 |
220-280 |
100 |
100 |
Почти все ошибки при решении задачи 10.1 совершены явно вопреки ТРИЗ. Вот типичный ошибочный ответ: "Каждое отверстие в плите имеет свой электромагнит. Плиту полностью покрывают шариками, затем включают магниты тех ячеек, в которых шарики должны быть удержаны, и переворачивают плиту, сбрасывая лишние шарики. Для включения нужных ячеек используют ЭВМ". Сделана эта запись в тексте решения по АРИЗ-77 после 40 часов обучения. Казалось бы, решение, столь далекое от идеального, будет забраковано первым же контрольным шагом АРИЗ-77, прямо напоминающим о главном требовании ИКР: необходимое действие должно быть выполнено без усложнения системы. Разумеется, даже после начального курса ТРИЗ нельзя не заметить явного отступления от ИКР. Человек видит это отступление, но цепляется за найденную идею, ищет (и, конечно, находит!) оправдание: "Способ требует сложного оборудования, зато повышается производительность". В другой работе предложено вести укладку шариков манипулятором, управляемым ЭВМ. И снова тот же довод: сложно, но зато повысится производительность. Это пишут люди, знающие, что надо преодолевать противоречие, улучшая один показатель без ухудшения другого... Правила решения, предписываемые ТРИЗ, просты и логичны. Но к ним надо привыкнуть. Необходимо разобрать сотни задач, чтобы до конца осознать неизбежность ходов, диктуемых ТРИЗ. Отсюда прямая зависимость эффективности обучения от объема программы: для серьезной перестройки мышления нужен полный курс ТРИЗ, т. е. не менее 220 часов в аудитории плюс регулярное выполнение домашних заданий.
Новые механизмы ТРИЗ повышают эффективность обучения, постепенно отнимая "свободу делать ошибки". Например, в АРИЗ-77 физическое противоречие формулировалось на макроуровне. Переход на микроуровень требовал преодоления психологического барьера. В АРИЗ-82 введен шаг, обязывающий сформулировать физпротиворечие на микроуровне. Если при анализе задачи 10.1 рассматривается только макрообъект "шарик", инструмент для работы с ним невольно мыслится тоже на макроуровне. Во всяком случае, прежде всего приходят на ум различные макроустройства: трафареты, электромагниты, манипуляторы... При переходе на микроуровень необходимо рассмотреть изменение состояния вещества стальных шариков, а простейшее такое изменение - намагничивание-размагничивание. Сталь должна сама (таково требование ИКР) размагничиваться - это возможно при переходе через точку Кюри (или при ударной нагрузке). Ответ: заполняют всю плиту шариками из термомагнитного сплава, проецируют на шарики изображение чертежа, нагревая освещенные участки до температуры перехода через точку Кюри (а. с. 880570).
* * *
Решить новую производственную задачу, используя ТРИЗ, можно за несколько дней. Или за несколько недель, если нужно дополнительное время на уточнение условий задачи и сбор необходимой информации. Решить - в смысле найти идею решения. Но идею надо разработать, доказать ее новизну и реальность, наконец, внедрить. Известный новатор, токарь-лекальщик, автор книги "Жизнь — поиск" Борис Федорович Данилов писал: "Создание новшества идет примерно по четырем этапам. Обдумывание идеи - это нелегко. Добиться ее признания значительно труднее. "Обжелезить" и довести образец до серийного выпуска почти невозможно. А получить положенное законом скромное вознаграждение уже невозможно вообще" roof: yes">25. Думается, в пылу полемики Данилов сгущает краски: вряд ли вот так - по четырем этапам - резко нарастают трудности. Но трудности при реализации новых идей, безусловно, существуют - и немалые. Вызваны они не столько кознями консерваторов, как полагает Данилов, сколько необходимостью (я бы сказал: закономерной необходимостью) ломать устоявшиеся научно-технические концепции, взгляды, представления о том, что возможно и что невозможно.
Борьба со старыми представлениями - трудный и сложный процесс. Изобретателю необходимо качество, которое в боксе называют "умением держать удар". И не только это качество. Тщательный анализ жизненного пути многих изобретателей позволяет выделить шесть качеств творческой личности - минимально необходимый "творческий комплекс".
1. Прежде всего нужна достойная цель - новая (еще не достигнутая), значительная, общественно полезная. Пятнадцатилетний школьник Нурбей Гулиа решил создать сверхъемкий аккумулятор. Работал в этом направлении более четверти века. Пришел к выводу, что искомый аккумулятор - маховик; начал делать маховики - своими силами, дома. Год за годом совершенствовал маховик, решил множество изобретательских задач. Упорно шел к цели (один штрих: а. с. 1048196 Гулиа получил в 1983 г. - по заявке, сделанной еще в 1964 г.; 19 лет борьбы за признание изобретения!). В конце концов Гулиа создал супермаховики, превосходящие по удельной запасаемой мощности все другие виды аккумуляторов.
2. Нужен комплекс реальных рабочих планов достижения цели и регулярный контроль за выполнением этих планов. Цель остается смутной мечтой, если не будет разработан пакет планов - на 10 лет, на 5 лет, на год. И если не будет контроля за выполнением этих планов - каждый день, каждый месяц.
В идеале нужна система (описанная Д. Граниным в книге "Эта странная жизнь"), которой придерживался биолог А.А. Любищев. Это регулярный учет выработанных часов, планомерная борьба с потерями времени.
В большинстве случаев планы включают приобретение знаний, необходимых для достижения цели. Часто эти знания оказываются за пределами имеющейся специальности - приходится начинать с нуля. М.К. Чюрленис, задумав синтез музыки и живописи, пошел в начальную художественную школу (а был он к этому времени высококвалифицированным профессиональным музыкантом): вместе с подростками осваивал азы живописи.
3. Высокая работоспособность в выполнении намеченных планов. Должна быть солидная ежедневная "выработка" - в часах или единицах продукции. Только на вспомогательную работу - составление личной картотеки - нужно около трех часов в день. Картотека В.А. Обручева содержала 30 пудов (!) аккуратно исписанных листков тетрадного формата. После Ж. Верна, напоминаю, осталась картотека в 20 000 тетрадок.
4. Хорошая техника решения задач. На пути к цели обычно необходимо решить десятки, иногда сотни изобретательских задач. Нужно уметь их решать. Биографы Огюста Пиккара пишут: "Изобретение батискафа коренным образом отличается от множества прочих изобретений, зачастую случайных и, во всяком случае, интуитивных. К своему открытию Пиккар пришел только благодаря систематическим, продуманным поискам решения"...26 Разумеется, во времена Пиккара не было ТРИЗ, но создатель стратостата и батискафа умел видеть технические противоречия и владел неплохим - даже по современным меркам - набором приемов. Не случайно многие задачи, решенные в свое время Пиккаром, прочно вошли в задачники ТРИЗ - в качестве учебных упражнений.
5. Способность отстаивать свои идеи - "умение держать удар". Сорок лет прошло от мечты о спуске под воду до реального спуска первого батискафа. За эти годы Огюсту Пиккару довелось испытать многое: нехватку средств, издевки журналистов, сопротивление специалистов. Когда, наконец, удалось подготовить батискаф к "Большому погружению" (спуску на максимальную глубину океана), Пиккару было почти 70 лет, он вынужден был отказаться от личного участия в погружении: батискаф повел его сын Жак. Пиккар, однако, не сдался. Он начал работу над новым изобретением - мезоскафом, аппаратом для исследования средних глубин.
6. Результативность. Если есть перечисленные выше пять качеств, должны быть частичные положительные результаты уже на пути к цели. Отсутствие таких результатов - тревожный симптом. Нужно проверить, правильно ли выбрана цель, нет ли серьезных просчетов в планировании.
Итак, шесть качеств. ТРИЗ непосредственно связана только с четвертым пунктом этого списка. Но качества образуют систему: нельзя добиться высоких показателей по одному пункту, если на нуле все остальные. Поэтому в последние годы в программах обучения ТРИЗ все большее место отводится комплексному развитию качеств, присущих творческой личности. Достигается это включением в программы конкретных примеров, относящихся ко всему комплексу качеств или к отдельным качествам (например, подробно изучается система А.А. Любищева). Разумеется, показ на примерах - начальная форма обучения. По каждому из пяти пунктов (шестой - результат первых пяти) нужна технология: методика, набор рабочих инструментов. Между тем хорошо разработанная технология есть пока только по четвертому пункту и отчасти по второму. С 1983/84 учебного года в программы занятий стали включаться элементы теории выбора цели, опирающейся на анализ формируемого коллективными усилиями Фонда Целей.
* * *
Учебные программы по ТРИЗ становятся сложнее, насыщеннее. Но для слушателей каждое занятие - праздник. Разве не праздник, когда преподаватель вдруг предлагает придумать подарок для Аэлиты? Или рассказывает о похожей на приключенческий роман жизни Раймундо Луллия, предвосхитившего современный морфологический анализ... Праздник - когда группа впервые решает, казалось бы, неразрешимую производственную задачу, шаг за шагом - планомерно, неуклонно - приближаясь к ответу... Да и самые обыденные тренировочные задачи неожиданны и увлекательны. Вот заурядное домашнее задание:
Задача 10.2. Освещенность залитой солнцем белой стены в 1000 раз выше освещенности темного подъезда. Между тем самые лучшие белила всего в 60 раз ярче черной краски. Многие пейзажи выглядят так, словно мы видим их через солнцезащитные очки или пыльное окно. Как быть?
Не спешите предлагать люминесцентные краски. Ведь речь идет об уже написанных картинах...
С такой задачей столкнулся в начале XX века известный физик Вуд. Для развлечения Вуд писал маслом пейзажи. И когда его пригласили прочитать лекцию об оптике в живописи, он решил показать старые пейзажи, так сказать, в новом свете. Идея Вуда проста. С картины делают диапозитив, а потом изображение проецируется на саму картину. Темные места остаются без изменения, а светлые пятна подсвечиваются. В результате солнечный свет на картине усиливается, становится накаленным, ярким, живым...
На современников эта история произвела сильное впечатление. Она и в самом деле характеризует оригинальное мышление Вуда. Но сравните задачу 10.2 с предыдущей. Они похожи, эти задачи, во всяком случае, похожи их ответы. Впрочем, есть и существенное различие. В ответе на задачу 10.2 всего один оригинальный прием: освещение картины проецированием на нее изображения самой картины. Ответ на задачу 10.1 включает еще два приема: "заполнить все и убрать избыток", "использовать переход через точку Кюри". Причем задача решается именно сочетанием приемов, тут более хитрая механика, чем в задаче Вуда.
Все слушатели, прошедшие полный курс обучения ТРИЗ, легко решают задачи типа 10.1. Все! Осиливают задачи и много более трудные. Время, потраченное на учебу, уходит не зря: вырабатывается умение творчески мыслить. И не только мыслить - действовать, жить творчески. Вот типичный портрет "тризовца"27. "Тесное знакомство с Просяником и его работой ломает привычное представление о типичных чертах изобретателя (сколько таких "чудаков" видели мы в кино, литературе, встречали в жизни!) - упрямство, самоуверенность, некоммуникабельность, непрактичность в обычных житейских делах... Просяник совсем иной. Типичный изобретатель новой формации, высококвалифицированный специалист по теории изобретательства, по направленному поиску - необходимую уверенность он получает от знания закономерностей развития техники. А вместо тех самых традиционных "изобретательских качеств" ТРИЗ воспитывает иное - диалектическое мышление, способность видеть в любых технических (да и не только технических) системах противоречия, мешающие развитию, умение устранять эти противоречия. Разрешать на основе системного мышления, способности воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всем многообразии их связей".
* * *
Итак, дописаны последние страницы. Книга закончена.
Я снова перечитал рукопись. Да, о многом следовало бы еще рассказать. Например, о применении ТРИЗ при решении научно-исследовательских задач. О развитии художественных систем и переносе принципов ТРИЗ в искусство. Или о том, как теория дала новую гипотезу Тунгусского метеорита...
Книга вместила главное: принципы новой технологии решения изобретательских задач. Здесь все изложено, кажется, достаточно полно. Задач тоже хватает. Почти все они разобраны. По нескольким задачам специально не приведены ответы - это для тех, кто захочет перечитать книгу и попробует самостоятельно поработать над задачами.
Вот, кстати, еще несколько красивых задач. Сможете ли Вы с ними справиться?
Задача 10.3. Фонтан - старинная техническая система. Пора "перейти в надсистему", т. е. объединиться с какой-то другой системой. Кое-что в этом направлении сделано: фонтан объединяют с музыкальными и световыми устройствами. Но давайте подойдем с позиций ТРИЗ. Идеально было бы объединить фонтан с... пустотой. Как это сделать?
Один из возможных ответов вы узнаете, заглянув в а. с. 774616. Но может быть, Вам удастся придумать нечто еще более интересное...
Задача 10.4. Чтобы извлечь остатки зубной пасты из почти пустого тюбика, нужно прокатать тюбик карандашом. Это - принцип действия перистальтического насоса: ролики бегут вдоль шланга, прижимая его к корпусу насоса и перемещая находящееся в шлангах вещество. В журнале "Техника - молодежи" № 3 за 1977 г. на с. 63 - 64 рассказано о множестве конструкций перистальтических насосов. Но все они - на макроуровне. А как должен выглядеть перистальтический насос на микроуровне? Чем заменить гибкий шланг (это не очень надежный элемент - он не выдерживает длительной работы) и ролики?
Задача - на применение физэффектов. Один ответ - а. с. 449 410. Другой - а. с. 715 822. Наверное, есть и другие ответы, еще не запатентованные...
Задача 10.5. Это очень серьезная задача... В море на глубине 500 м обнаружен большой и очень прочный деревянный сундук с золотом - сокровища отчаянного пирата Флинта. Сундук на две трети врос в ил. Для подъема нужна сила в 100 т. В Вашем распоряжении понтон соответствующей грузоподъемности и подводная телекамера. Как прикрепить понтон к сундуку? Водолазы на такой глубине работать не могут. Подводного аппарата с манипуляторами нет.
Сравните свой ответ с тем, что изложен в Приложении 2.
Задача 10.6. Вы, наверное, не раз видели - по телевидению или в кино, как создают плотины взрывным методом. Ошеломляет быстрота: взрыв - и вырастает гора земли... Есть, правда, одна неприятная деталь. Выброшенный взрывом грунт оседает рыхлой, неплотной массой. Конечно, под действием собственной тяжести грунт уплотняется - но мало. Неуплотненный грунт плохо держит воду. Как быть?
Попробуйте решить эту задачу без спешки - по АРИЗ.
Одно оригинальное решение защищено - а. с. 523 973. Очень неплохо, если Вы сами придете к такому же ответу. Еще лучше, если удастся продвинуться дальше...
Задача 10.7. Сигналы внеземных цивилизаций сначала интересовали только фантастов, придумавших десятки видов сигнализации: от "астрального тока" до гравитационных волн. В 50-е годы поисками космических сигналов занялась наука. Гигантские антенны радиотелескопов упорно прослушивали небо. Астрофизики терпеливо изучали спектры звезд - нет ли оптических сигналов?.. Парадокс: сигналы должны быть, ибо нет никаких оснований считать нашу планету единственным очагом разума в безграничной Вселенной; но сигналов нет или их не удается обнаружить. Иногда возникает надежда ("Посмотрите, какая периодичность у этих радиоимпульсов!.."), однако неизменно оказывается, что все можно объяснить природными причинами.
Примем за постулат, что любой искусственный сигнал основан на тех или иных природных явлениях и потому может быть истолкован как сигнал природный. Спрашивается: каким должен быть космический сигнал, чтобы принявшая его цивилизация с абсолютной ясностью поняла, что сигнал имеет искусственное происхождение? Для определенности будем считать, что речь идет только о радиооптических сигналах.
Тут сталкиваются две очевидности. Очевидность, что сигнал должен быть природным, поскольку все сигналы (в том числе и генерируемые техническими средствами) возникают в результате тех или иных природных явлений. Столь же очевидно, что сигнал не должен быть природным, ибо таково требование задачи. Перед нами типичное физическое противоречие: к физическому состоянию одного и того же объекта предъявлены взаимопротивоположные требования.
Задача - на грани фантастики. Но составлена она на основе работ специалиста по ТРИЗ В.М. Цурикова и имеет вполне реальный ответ28.
* * *
Теперь - все. Остается подвести итоги.
100 - 150 лет назад резко увеличились темпы развития науки, началась научная революция, показавшая, что мир неограниченно познаваем. Одновременно разворачивалась и революция техническая, утвердившая мысль, что мир неограниченно изменяем. Эти революции вызвали бурное развитие производства и закономерно привели к великим социальным переменам. Ныне происходит космическая революция, несущая новое понимание мира, в котором мы живем: мир этот может быть расширен до самых далеких звезд.
Рабочий инструмент этих титанических революций - творческое мышление. Но, как ни парадоксально, само творческое мышление, его технология, принцип действия не претерпели качественных изменений. Считалось и до сих пор считается, что есть люди, от рождения наделенные способностью к творчеству. Эти люди упорно размышляют над той или иной задачей, и внезапно приходит озарение (вдохновение, осенение и т. д.), возникает новая идея. Невозможно раскрыть механизм этого процесса, научиться им управлять, сделать его доступным всем (хотя нет сколько-нибудь надежных критериев наличия этих способностей) и создавать для них благоприятные условия (ясного представления о таких условиях тоже нет)...
Такой взгляд на творчество поразительно устойчив. Он господствует и по сей день. Поправки имеют часто косметический характер: вместо "вдохновения" ввели более респектабельный термин "инсайт", вместо открытого признания непознаваемости творчества уклончиво говорят о сложных процессах в подсознании...
Суть ТРИЗ в том, что она принципиально меняет технологию производства новых технических идей. Вместо перебора вариантов ТРИЗ предлагает мыслительные действия, опирающиеся на знание законов развития технических систем. Мир творчества становится неограниченно управляемым и потому может быть неограниченно расширен. Творческая революция по своему значению, по-видимому, не уступает революциям научной, технической, космической.
23. Техника и наука . - 1982, № 3. с. - 24
24. Романовский В.Б. Справочник по холодной штамповке. - М.: Машиностроение, 1979. с. - 363
25. Данилов Б. Надежда новатора //Литературная газета. - 1985, 1 янв.
26. Лятиль П., Ривуар Ж. С небес в пучины моря. - М.: Гидрометеоиздат, 1967. - с. 54
27. Злотин Б. Алгоритм поиска ///Социалистическая индустрия.- 1984, 18 дек.
28 Ответ см. в журнале "Техника и наука". - 1980, № 8 - с. 27. Примеч. редактора - Ответ в приложении 2.
|