© Альтшуллер Г.С., рукопись, 19 апреля 1987.
ЛУННЫЕ ПАРУСА
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ
Лунными называли самые верхние паруса чайных клиперов. Поднятые к вершинам устремленных в небо высоких мачт, эти паруса дерзко ловили ветер, давая то приращение скорости, которое отличало стремительный бег клипера от неторопливого хода обычных парусников. Управление лунными парусами при сильном ветре требовало особого искусства и отчаянной смелости.
В этой книге лунные паруса - символ творческого воображения.
В 1966 г. я провел в Институте математики СО АН СССР семинар по ТРИЗ, теории решения изобретательских задач, В программе этого двухнедельного семинара впервые был предусмотрен небольшой курс развития творческого воображения (PTВ). Два десятилетия спустя на семинаре по ТРИЗ, организованном Новосибирским обкомом ВЛКСМ курсу РТВ была отведена почти треть учебного времени. Развитие творческой фантазии стало важной и обязательной частью учебных программ семинаров по ТРИЗ, школ научно-технического творчества, народных университетов научно-технического прогресса и т.д.
Пояснить роль и значение курса РТВ при обучении техническое творчеству можно простой аналогией: курс РТВ - как гимнастика для спортсмена. При любой спортивной специализации гимнастика абсолютно необходима всем спортсменам. Точно так же решение любых творческих задач - научных, технических, художественных, организационных - во многом зависит от умения «работать фантазией».
Так получилось, что все мои книги по творчеству лишь мельком упоминали о курсе РТВ. Каждый раз не хватало места… А курс РТВ год за годом совершенствовался, обогащался; прояснились механизмы продуктивного воображения в физике, химии, технике; накапливался опыт развития фантазии; складывалась и шлифовалась система упражнений. Гимнастика - при всей свой универсальности - имеет и оттенок специализации (в зависимости от вида спорта, который она «обслуживает»). Я предлагаю книгу преимущественно о развитии «физико-технической» фантазии: слушатели наших семинаров и школ – физики, химики, инженеры.
Книга расскажет о роли фантазии в научно-техническом творчестве, о некоторых механизмах продуктивного воображения, об опыте управления фантазией. Особое внимание будет уделено практикуму по развитию творческого воображения.
Подчеркну: материал для книги уникален. За рубежом в лучшем случае «подстегивают» воображение научных работников и инженеров простыми упражнениями. Механизмы фантазии привыкли считать непознаваемыми.
По второй своей специальности я – писатель-фантаст. Может быть, это обстоятельство и помогло когда-то «замахнуться» на разработку курса РТВ. В книге будет анализ некоторых прогнозов научно-технической литературы. Основой здесь послужит «Регистр НФ-идей, сюжетов, ситуаций»: этот «патентный фонд» НФЛ, охватывая тысячи идей, позволяет проследить их развитие, выявить методы и приемы взаимодействия НФЛ с наукой и техникой.
Итак, речь идет о книге, которая:
- посвящена качеству величайшей важности – творческой фантазии;
- представляет особый интерес для научных работников и инженеров; будет использоваться в школах научно-технического творчества, т. е. даст практическую отдачу; будет практически работать на ускорении НТ-прогресса;
- даст издательству прибыль, поскольку на весь тираж – каким бы он ни был – можно получить предварительные заказы от школ ТРИЗ, народных университетов НТ-прогресса и т.д.:
- будет переведена и издана за рубежом – как все мои предыдущие книги по ТРИЗ.
Мне очень хочется написать эту книгу. За десятилетия разработки и преподавания ТРИЗ накопились горы материала по развитию творческого воображения. Да и сам предмет потрясающе интересен. Я буду писать эту книгу с любовью – это мои лунные паруса…
Объем – 10 авт. Листов. Срок представления рукописи – 10 месяцев после заключения договора.
|