ГРУППА |
ПОДГРУППА |
ПРИМЕРЫ |
1. Цели и задачи воспитания. |
1. Облагородить желания ребенка: научить его в любви забывать о себе ради другого; его любопытство превратить в одержимость наукой; его воинственность обратить против нарушения разумного порядка; его гордость и самолюбие воплотить в стремление внести почетную долю в общие достижения... |
- Г.Уэллс "Люди как боги" (1923)
|
|
2. Гармоническое сочетание физического и духовного развития личности. |
- Г.Гуревич "Мы - из Солнечной системы" (1965)
- И.Ефремов "Туманность Андромеды" (1957)
|
|
3. Важнейшая сторона воспитания - развитие острого восприятия природы и тонкого с ней общения. Притупление внимания к природе - остановка в развитии, т.к., отвыкнув наблюдать, человек теряет способность обобщать. |
- И.Ефремов "Туманность Андромеды" (1957)
|
|
4. "Одаренные ребятишки будут учиться, как ни скверно обучение, а это все, что нужно нашей цивилизации: горстка одаренных людей, которые создадут уйму одаренных машин." |
- Л.Биггл-мл. "Какая прелестная школа!.." (1967)
|
|
5. Воспитание подчинено единственной цели - вырастить специалистов-потребителей. |
- М.Сент-Клэр "Потребители" (1967)
|
|
6. "Преподавание любого предмета у нас начинается с рассмотрения исторического развития и всех ошибок, совершенных на пути." |
- И.Ефремов "Час быка" (1968)
|
|
7. В 22-м веке при сверхузкой специализации возникает теория подготовка людей-универсалов, которые могут все на высоком уровне. Трудности на высоком уровне. Трудности подготовки таких универсалов. Неизбежность такого пути: специализация не дает счастья. Конфликт между специализацией и универсализацией. |
|
2. Системы и методы, средства и способы воспитания. |
1. Только коллективное воспитание детей специально обученными и отобранными людьми может создать человека нашего общества. |
- И.Ефремов "Туманность Андромеды" (1957)
|
|
2. Домашнее чтение под руководством наставника; дополняется посещением музеев. |
- Г.Уэллс "Люди как боги" (1923)
|
|
3. Никаких личных книг и тетрадей! Полная автоматизация обучения: кино, магнитофоны, электронная техника, перфокарты, механические учителя... |
- А.Азимов "Ну и здорово же было!" (1966)
- А.Ринонаполи "Фантаст Джакомо Леопарди" (1967)
|
|
4. Обучение с помощью гипноза. |
- Г.Уэллс "Когда спящий проснется" (1899)
|
|
5. Обучение во сне (гипнопедия). |
- О.Хаксли "Прекрасный новый мир" (1932)
|
|
6. Передача информации непосредственно в зрительный нерв, минуя глаз. |
- Г.Альтов "Опаляющий разум" (1966)
|
|
7. Биотоковое (мгновенное) обучение грамоте, профессии. |
- А.Азимов "Профессия" (1965)
|
|
8. Телевизионная система обучения: знание в минимальных дозах и в виде подслащенных пилюль ("Если ученики смотрят телевизор, они не могут не усвоить хоть что-нибудь...") |
- Л.Биггл-мл. "Какая прелестная школа!..." (1967)
|
|
9. "Упрощение" обучения чревато пагубными последствиями. |
- Р.Брэдбери "451 по Фаренгейту" (1956)
- М.Сент-Клэр "Потребители" (1967)
- Л.Биггл-мл. "Какая прелестная школа!..." (1967)
- Э.Лудвиг "Маленький преступник" (1964)
|
|
10. Великовозрастным неучам из элиты "переключают" интеллекты умирающих гениев. |
- А.Шалимов "Наследники" (1966)
|
3. Дошкольное воспитание и обучение. |
1. Роботы-няни, электронные "тети Сигмы" и т.п. |
- Г.Филановский "Двенадцать лет человеческих" (1962)
- А.Валентинов "Экзамен" (1967)
|
|
2. Ребенок воспитывается вне семьи. |
- Г.Уэллс "Люди как боги" (1923)
- И.Ефремов "Туманность Андромеды" (1957)
|
|
3. Остров матерей, где живут те, кто хочет сам воспитывать своего ребенка. |
- И.Ефремов "Туманность Андромеды" (1957)
|
|
4. Дети воспитываются в групповых домах - с групповым папой, с групповой мамой. |
- М.Сент-Клэр "Потребители (1967)
|
|
5. Игры и игрушки - см. Подкласс 15 класса 10. |
|
4. Школа, школьные традиции, дисциплины, режим. Судьба школы. |
1. Обучение разбито на 4 четырехлетних цикла; затем следует трехлетний период подвигов Геркулеса и двухлетнее высшее образование. |
- И.Ефремов "Туманность Андромеды" (1957)
|
|
2. Чтобы психика школьника не утомлялась и не тупела в однообразии впечатлений, школу переводят с одного места в другое каждые четыре года (от цикла к циклу). |
- И.Ефремов "Туманность Андромеды" (1957)
|
|
3. Ежегодный "день большого подарка" (в 4 кл. "Дарят время", в 5 - эфир, в 7 - "ключи от складов" и т.д.). |
- Г.Гуревич "Мы - из Солнечной системы" (1965)
|
|
4. Главное в школьной истории - изучение исторических ошибок человечества и их последствий. |
- И.Ефремов "Туманность Андромеды" (1957)
|
|
5. Преподавание латыни и греческого языка в средней школе с помощью роботов. |
- А.Ринонаполи "Фантаст - Джакомо Леопарди" (1967)
|
|
6. Неслышный и невидимый поток инфралучей заставляет вовремя заснуть самых беспокойных воспитанников школы-интерната. |
- А. И Б.Стругацкие "Возвращение" (1962)
|
|
7. Насильственная "промывка" памяти. |
- Э.Лудвиг "Маленький преступник" (1964)
|
|
8. Школьники будущего играют в космос, как раньше играли в индейцев. |
- А. И Б.Стругацкие "Возвращение" (1962)
|
|
9. Школа на дому: домашний механический учитель, настроенный в соответствии со способностями ребенка. |
- А.Азимов "Ну и здорово же было!" (1966)
|
|
10. Школы нет. Раз в году проводятся День чтения (мгновенное обучение грамоте), День Образования (обучение профессии), Олимпиада (устройство на работу). |
- А.Азимов "Профессия" (1966)
|
|
11. Школа "исчезла": полностью вытеснена телевизионной системой обучения. |
- Л.Биггл-мл. "Какая прелестная школа!..." (1967)
|
|
12. Обучением наиболее одаренных детей, которым скучно в классе общей программы, занимаются Элу - электронные учителя. |
- А.Львов "Седьмой этаж" (1966)
|
5. Высшая школа. |
1. Образовательные ленты для подготовки дипломированных специалистов. |
- А.Азимов "Профессия" (1966)
|
|
2. Институты высшего образования засекречены ("Приюты для слабоумных"), чтобы все прочие не чувствовали себя неудачниками. |
- А.Азимов "Профессия" (1966)
|
6. Выбор профессии. |
1. После школы молодые люди выбирают для себя 12 испытаний ("подвиги Геркулеса"), в процессе выполнения их в среде взрослых окончательно определяются влечения и способности. |
- И.Ефремов "Туманность Андромеды" (1957)
|
|
2. Получив среднее образование, молодой человек проводит по несколько месяцев в различных - добровольно избираемых им - институтах и в тесном контакте с учеными, инженерами, техниками выявляет свои симпатии и склонности. |
- С.Лем "Магелланово облако" (1960)
|
|
3. В десятом, выпускном классе школы экскурсий больше, чем уроков: школьники знакомятся с профессиями. |
- Г.Гуревич "Мы - из Солнечной системы" (1965)
|
|
4. Анализатор генетических возможностей. |
- А.Шейкин "Ангевозм" (1965)
- Д.Биленкин "Ошибка" (1965)
|
|
5. Так ли уж хорош и безупречен этот анализатор? |
- Д.Биленкин "Ошибка" (1965)
|
|
6. Выбора нет: способности и склонности определяются анализом биотоков, профессия неумолимо предопределена. |
- А.Азимов "Профессия" (1966)
|
|
7. Выбора нет: выращмваются дети, приспособленные для узко определенного вида работ. |
- Ф.Ильин "Долина новой жизни" (1928,1067)
|
7. Отцы и дети: новые отношения. |
1. Товарищеские. |
- Напр., Г.Уэллс "Люди как боги" (1923)
- И.Ефремов "Туманность Андромеды" (1957)
|
|
2. "Почти такие же", как в наше время. |
- Напр., А. И Б.Стругацкие "Возвращение" (1962)
|
|
3. Запанибратские. ("Не зови меня так.(отцом). К чему это дикарское почитание предков,") |
- Напр., Б.Лапин "Дайна" (1968)
|
|
4. Холодно-равнодушные. (Дети – маленькие старички - в роли бесстрастных наблюдателей и экспериментаторов.) |
|
|
5. Отношения "по Брэдбери": взаимное непонимание, отчужденность, враждебность детей. |
- Р.Брэдбери "Вельд" (1963)
- Р.Брэдбери "В урочный час" (1965)
|
8. Учитель и общество. |
1. Учитель, наставник, ментор - самая нужная и самая почетная на Земле должность. Духовная близость учителя и учеников. |
- Напр., И.Ефремов "Туманность Андромеды" (1957)
- Напр., А. И Б.Стругацкие "Возвращение" (1962)
|
|
2. Ничто не объединяет учителя и ученика: общие интересы отсутствуют, между ними пропасть. |
- Напр., А.Ринонаполи "Фантаст Джакомо Леопарди" (1967)
|
|
3. Жесточайшая конкуренция среди учителей. Выживают наиболее приспособленные. |
- Напр., Л.Биггл-мл. "Какая прелестная школа!.." (1967)
- А.Ринонаполи "Фантаст Джакомо Леопарди" (1967)
|
|
4. Профессия учителя при системе телеобучения бесперспективна: отснимите год работы хорошего учителя - и больше не надо никаких учителей. |
- Напр., Л.Биггл-мл. "Какая прелестная школа!.." (1967)
|
|
5. Живой учитель заменен учителем механическим. |
- А.Азимов "Ну и здорово же было!" (1966)
|
9. Судьба книг, письменности, языка. |
1. Книги по-прежнему остаются простейшим и универсальным способом довести истину до ума. |
- Г.Уэллс "Люди как боги" (1923)
|
|
2. "Минимизация" книги ("Там, где стоит тонна книг, должно остаться 5-6 тетрадок стенографической записи"). |
- Напр., Я.Ларри "Страна счастливых" (1931)
- Р.Брэдбери "451 по Фаренгейту" (1956)
|
|
3. Книги будущего сверхминиатюрны: для прочтения каждая снабжается линзой, подвешенной к обложке: масса удобств!... |
- А.Палей "В простор планетный" (1968)
|
|
4. Книги заменены различного типа запоминающими кристаллами. |
- Напр., С.Лем "Астронавты" (1958)
|
|
5. Книги - под запретом (следствие тенденции подгруппы 2.) |
- Напр., Р.Брэдбери "451 по Фаренгейту" (1956)
- Э.Лудвиг "Маленький преступник" (1964)
|
|
6. Письменность засекречена и доступна лишь избранным, т.к. превращена в тайный язык милитаристов. |
- Э.Лудвиг "Маленький преступник" (1964)
|
|
7. Письменный словесно-музыкальный язык (общедоступное нотное письмо). |
- А.Толстой "Аэлита" (1923)
- А.Палей "В простор планетный" (1968)
|
|
8. Многоязычие сохранилось на Земле. Карманные машинки-переводчицы. |
- Напр., Ю. И С.Сафроновы "Внуки наших внуков" (1958)
|
|
9. Единый мировой язык. |
- Напр., И.Ефремов "Туманность Андромеды" (1957)
- И.Ефремов "Сердце Змеи" (1959)
|
|
10. Его происхождение: "Полузабытый древний язык санскрит оказался подстроенным наиболее логически и потому стал основой языка-посредника для переводных машин. Прошло немного времени, и из языка-посредника сформировался первый мировой язык нашей планеты, с тех пор еще претерпевший много изменений. Западные языки оказались недолговечными. Еще меньше прожили взятые от религиозных преданий, из совсем чуждых и давно умерших языков имена людей. |
- И.Ефремов "Сердце Змеи" (1959)
|
|
11. Давая ребенку имя, родители стремятся подобрать созвучия или слова из языков тех народов, от которых происходят. |
- И.Ефремов "Туманность Андромеды" (1957)
|
|
12. Имен нет: заменены номерами. |
- См. Кл. 4, подкл. 2, гр. 8, подгр. 4.
|
|
13. Язык будущего насыщен научными понятиями, представлениями, терминами (в соответствии с изменившимися - высшим - типом абстрактного мышления). |
- И.Ефремов "Туманность Андромеды" (1957)
|
|
14. Путь языка в будущем - к краткости и лаконизму (замена целых фраз единичными понятиями). |
- Г.Альтов, В.Журавлева "Баллада о звездах" (1960)
|
|
15. Упрощенный мировой язык. |
- Напр., С.Бельский "Под кометой" (1910)
|
|
16. Для большей выразительности людям будущего предлагается - по примеру незабвенных жителей острова Лапуту - носить с собой портативный мультитон (с помощью музыки передавать настроение). |
- А.Палей "В простор планетный" (1968)
|
|
17. Замена устной речи непосредственным восприятием мыслей. |
|