1. Изображения прошлого, возникшие естественным путем. |
1. Фотоотпечатки, возникшие естественным путем. |
- И.Ефремов "Тени минувшего" (1944)
|
|
2. Фотоэлектретные отпечатки. |
- Е.Войскунский, И.Лукодьянов "Алатырь-камень" (1962)
|
|
3. Отпечатки, сохранившиеся благодаря намагниченности материалов. |
- Г.Голубев "Огонь-хранитель" (1964)
|
|
4. Изображения прошлого, оставленные пришельцами. |
- Напр., Г.Мартынов "Гость из бездны" (1962)
|
|
5. Изображения прошлого, хранящиеся в памяти долгоживущих животных, например, черепах. |
- Г.Альтов "Клиника "Сапсан" (1966)
|
|
6. Картины прошлого, полученные пробуждением наследственной памяти. |
- См. класс 3, подкласс 6, группа 2.
|
|
7. Изображение прошлого, полученное по биотокам ископаемого черепа. |
- С.Семенов "Тайна ископаемого черепа" (1927)
|
|
7-б. Изображение прошлого, полученного "снятием образов" с мозга "мумии" (труп, сохранившийся в меду). |
- Т.Малик "Фалак" (узб. 1978)
|
|
8. Картина прошлого, видимая в определенном месте. |
- Д.Шашурин "Псовая охота" (1979)
|
|
9. Картины прошлого и будущего, видимые в определенном месте благодаря "неоткрытым возможностям мозга". |
- М.Грешнов "Сны над Байкалом" (1978)
|
2. Фонограммы прошлого, возникшие естественным путем. |
1. Фонограммы на камнях. |
- Э.Махмудов "Голос Земли" (1964)
- Г.Альтов "Голубая раковина" (1976)
|
|
2. Использование в качестве фонограммы бороздок на поверхности глиняного сосуда. |
- И.Хобана "Голос прошлого" (1965)
|
|
3. Фонограмма на металле (корпус затонувшей подводной лодки), которая слышна только человеку, умеющему "слышать" магнитное поле. |
- Е.Войскунский, И.Лукодьянов "Аландские каникулы" (1967)
|
|
4. Информация передается – из поколения в поколение – говорящими попугаями. |
- Р.Леонидов, П.Амнуэль "Несколько поправок к Платону" (1966)
|
|
5. Звуковые колебания не исчезают полностью, они лишь уменьшаются. Грифоника – наука, занимающаяся усилением "звуков прошлого". |
- А.Хельригель "Женщина с шумом в ушах" (1926)
- А. и С.Абрамовы "Тень императора" (1967)
|
3. Прочие способы получения информации. |
1. Получение информации о прошлом из космоса. |
- См. класс 1, подкласс 5, группа 2-б
|
|
2. Пример на п.1: шар-архив в космосе (подтекст: все фиксируется, все со временем станет явным). |
- Н.Эйдельман "Пра-пра…" (1965)
|
|
3. Пластинка-архив в теле человека (подтекст: все фиксируется, все со временем станет явным). |
- В.Григорьев "Вложено при рождении" (1967)
|
|
4. Еще пример на п.1: в космосе (близ Земли) – зона, улавливающая свет. Можно прочесть записи – увидеть изображения прошлого. |
- Р.Расселл "Ошибка Маркуса Фэйрбэнка" (1972)
- К.Булычев "Освящение храма Анаида" (1972)
|
|
5. Во время сеанса по п.4 наш современник "уходит в экран"… и оказывается в прошлом. |
- К.Булычев "Освящение храма Анаида" (1972)
|
|
6. Получение информации о прошлом с помощью "памяти предков". |
- См. класс 3, подкласс 6, группа 2
|
|
7. Пример на п.6. "Наш современник может попасть в прошлое, только временно поселив свое сознание в тело одного из предков, а потом "переписав" его обратно с новым грузом памяти". |
- А.Дмитрук "Ночь молодого месяца" (1979)
|
|
8. Во время сеанса по п.7 наш современник остается в прошлом – участвует в сражении древних славян с кочевниками. |
- А.Дмитрук "Ночь молодого месяца" (1979)
|
|
9. Книга – прибор, который "возбуждает память нашего подсознания, она становится настолько отчетливой и обобщенной, как будто все выражено словами. И получается впечатление, что человек читает книгу о самом себе". |
- В.Савченко "Жил-был мальчик" (1979)
|
|
10. Создан прибор, который, анализируя любой предмет, показывает (на экране) эмоциональное состояние его владельца в далеком прошлом. |
- С.Зайков "Сквозь завесу времени" (укр. 1978)
|
|
11. На традиционном узбекском свадебном платье из захоронения XV в. обнаружен рисунок гелиоцентрической системы мира. Вывод: Улугбек знал об этом раньше Коперника. |
- Т.Малик "Фалак" (узб. 1978)
|
|
12. Информация о прошлом – в рассказах сверх долгоживущих и бессмертных. |
- Дж.Керш "Что случилось с капралом Куку?" (1971)
- Дж.Пирс "Инвариантный" (1952-1974)
|
4. Хроноскопия (аппараты и способы, позволяющие видеть прошлое). |
1. Хроноскопия, при которой машина рассказывает о прошлом, используя отдельные сохранившиеся предметы. |
- В.Клочков "Хроновизор" (1958)
- И.Забелин "Загадки Хаирхана" (1960)
- Б.Дижур "Берег трех братьев" (1963)
- И.Забелин "Кара-Сердар" (1969)
|
|
2. Аппараты, показывающие возможные варианты прошлого и настоящего. |
- А.Азимов "Что если…" (1968)
|
|
3. Коллектор Рассеянной Информации (КРИ) – устройство, суммирующее следы прошлого и восстанавливающее картину того, что было. |
- В.Клочков "Хроновизор" (1958)
- А. и Б.Стругацкие "Великий КРИ" (1961)
- Л.Розанова "Предсказатель прошлого" (1967)
|
|
4. КРИ восстанавливает картины того, что могло бы быть. |
- Л.Розанова "Предсказатель прошлого" (1967)
|
|
5. Государственный запрет на хроноскопию (чтобы люди не совали нос в недавнее прошлое и личную жизнь других людей). |
- А.Азимов "Мертвое прошлое" (1966)
|
|
6. Телевизор… показывает прошлое. |
- Л.Могилев "Окно в прошлое" (1968)
|
5. Футуроскопия (аппараты и способы, позволяющие видеть будущее). |
1. Использование прогнозирующих машин. |
- Абэ Кобо "4-й ледниковый период" (1958-1965)
- В.Шефнер "Девушка у обрыва" (1966)
|
|
1-а. Прибор для "высматривания будущего". |
- Р.Каммингс "Человек, владевший временем" (1924-1929)
|
|
2. Фотографирование будущего. |
- В.Шефнер "Скромный гений" (1963)
- Д.Гранин "Место для памятника" (1966)
|
|
3. Память будущего: человек не помнит свое прошлое, но знает свое будущее. |
- Я.Зайдель "Прогнозия" (1968)
|
|
4. Способность предсказывать будущие несчастья. |
- Р.Метсон "Улица… Ночь… Нож…" (1969 укр.)
|
|
5. На Марсе обнаружено "окно", в котором видно будущее планеты. |
- М.Пухов "Окно в футурозой" (1979)
|
6. Универхронность (способность видеть одновременно все времена). |
1. Универхронность у инопланетян. |
- К.Воннегут "Бойня номер пять" (1969-1970)
|