1865

Официальный фонд Г.С. Альтшуллера

English Deutsch Français Español
Главная страница
Карта сайта
Новости ТРИЗ
E-Книга
Термины
Работы
- ТРИЗ
- РТВ
- Регистр идей фантастики
- Школьникам, учителям, родителям
- ТРТЛ
- О качестве и технике работы
- Критика
Форум
Библиография
- Альтшуллер
- Журавлева
Биография
- Хронология событий
- Интервью
- Переписка
- А/б рассказы
- Аудио
- Видео
- Фото
Правообладатели
Опросы
Поставьте ссылку
World

распечатать







   
Регистр н/ф идей Фантастика Рассказы

К списку классов
   К оглавлению класса 8

  


  Подкласс  1
  Подкласс  2
  Подкласс  3
  Подкласс  4
  Подкласс  5
  Подкласс  6

© Г. Альтов, 1964-
ПОДКЛАСС 4: ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ О ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ

1. Миры двумерные, четырехмерные, пятимерные и т.д.
2. Миры Мёбиуса
3. Множество взаимопроникающих миров
4. Контакты между взаимопроникающими мирами

 

ГРУППА

ПОДГРУППА

ПРИМЕРЫ

1. Миры двумерные, четырехмерные, пятимерные и т.д.

1. Двумерный мир.

  • М.Емцев, Е.Парнов "Фигуры на плоскости" (1965)
  • В.Михановский "Мир, замкнутый в себе" (1968)
 

2. Четырехмерный мир.

  • В.Орловский "Из другого мира" (1927)
  • Р.Хайнлайн "Дом четырех измерений" (1964)
  • Р.Михановский "Рыжая" (1964)
 

3. Человек не может выбраться из четырехмерного мира.

  • А.Дончев "Фантастический юмор" (1967)
 

4. Пребывание в четырехмерном мире сопровождается "обращением" человека ("правовое поменялось с левым").

  • А.Кларк "Техническая ошибка" (1966)
  • Г.Мартынов "Спираль времени" (1966)
  • "Летящие сквозь мгновения" (1966)
 

5. "Обращенный" человек не может питаться обычной пищей (ему нужны стереоразмеры).

  • А.Кларк "Техническая ошибка" (1966)
 

6. Нормальный человек не может питаться "обращенной" пищей.

  • М.Владимиров "Остров Пуа-Ту-Тахи" (1966)
 

7. Человек заглянул в "кубик", имеющий пять измерений. Увидел мираж. Шарик выколол ему глаз. Человек уничтожил шарик. Оказывается: шарик был Землею, люди увидели в небе гигантский глаз, выстрелили по нему – и теперь Земля будет уничтожена.

  • У.Тивис-младший "Новые измерения" (1966)
 

8. Гигантский ребенок вышел из неизвестного измерения, шутя разорил город, но тут его забрали и отшлепали невидимые руки.

  • А.Дмитрук "Шуточки" (1967)
 

9. В четвертом измерении нет времени, людям не нужна пища, они не стареют и т.д. Немецкий профессор хочет использовать четвертое измерение в качестве концлагеря.

  • А.Дончев "Фантастический юмор" ("К новым горизонтам") (1967)
 

10. Ребенок "родился в другом измерение": нас он видел как голубая пирамидка, а он видит нас как кубы… Родители переходят в то измерение – пока не будет возможности всех перевести в наш мир.

  • Р.Брэдбери "А ребенок – завтра" (1975)
 

11. Алхимики с помощью философского камня переносились в четырехмерный мир.

  • В.Колик "Последнее перевоплощение Тристана Старого" (1979)
 

12. Вторжение из четвертого измерения.

  • Дж.Ингленд "Империя Воздуха" (1911)

2. Миры Мёбиуса.

1. Мир, выполненный в виде плоскости Мёбиуса.

  • А.Кларк "Стена Мрака" (1965)
 

2. Мир, выполненный в виде многих плоскостей Мёбиуса.

  • "Летящие сквозь мгновения" (1966)
 

3. Возникновение плоскости Мёбиуса в метро. Исчезновение поезда.

  • А.Дж.Дейч "Лента Мёбиуса" (1961-1978)

3. Множество взаимопроникающих миров.

1. Одновременное существование разных миров, расположенных во взаимопроникающих пространствах. Соприкосновение таких миров.

  • Г.Уэллс "Дверь в стене" (1895)
  • Н.Морозов "На границе неведомого" (1910)
  • Г.Уэллс "Люди как боги" (1923)
  • С.Красновский "Катастрофа пространства" (1928)
  • Д.Кэри "Комбинация "Головоломка" (1961)
  • А.Днепров "Лицом к стене" (1962)
  • А. и Б.Стругацкие "Возвращение" (1962)
  • Р.Брэдбери "Дракон" (1965)
  • Р.Шекли "Кое-что задаром" (1966)
  • К.Саймак "Пыльная зебра" (1967)
  • Р.Шекли "Три смерти Бена Бакстера" (1968)
  • А. и С.Абрамовы "Гамма времени" (1967)
  • А.Азимов "Что если…" (1968)
  • А. и С.Абрамовы "Новый Алладин" (1967)
  • А. и С.Абрамовы "Комната для гостей" (1967)
  • И.Вылчев "Человек, который ищет" (1968)
  • Х.Гарсия Мартинес "Двойники" (1970)
  • Дж.Биксби "Улица одностороннего движения" (1970)
  • М.Лейнстер "На двенадцатый день" (1977)
  • К.Булычев "Журавль в руках" (1976)
  • Б.Олдисс "Доклад о вероятности-А" (1968)
  • З.Гендерсон "Что-то блестящее…" (1963-1978)
 

2. Одновременное существование более или менее подобных миров, но с разным временем. Вариации судеб в такой системе миров. Один человек поочередно оказывается в оболочке своих двойников.

  • А. и С.Абрамовы "Хождение за три мира" (1967)
  • Д.Пристли "Другое место" (1968)
  • Дж.Биксби "Улица одностороннего движения" (1970)
  • Г.Дент "Император страны "Если" (1926)
 

3. "Трещина в пространстве".

  • Г.Уэллс "Удивительный случай с глазами Дэвидсона" (1895)
 

4. "Трещина во времени".

  • Р.Шекли "Травмированный" (1965)
  • К.Саймак "Все живое…" (1965-1969)
  • С.Комацу "Да здравствуют предки" (1969)
 

5. Путешествие в антипространство.

  • И.Варшавский "Путешествие в ничто" (1965)
 

6. Человек попадает в параллельный мир, пытается вернуться в свой мир, но оказывается в следующем параллельном мире: возраста нет, двигаться можно только в одном направлении".

  • Дж.Биксби "Улица одностороннего движения" (1970)
 

7. Мы живем в мире, где можно передвигаться в пространстве. А если есть мир, где можно передвигаться во времени (но нельзя пространстве)? В таком мире – одновременно существуют люди и обычаи, порядки разных времен.

  • Ю.Греков "Случай с монтером Жуковым" (1978)
 

8. Может быть, соседний мир – фридмон (частица, вмещающая целый мир)?

  • К.Булычев "Журавль в руках" (1976)
 

9. Группа исследователей из одного пространственно-временного континуума составляет отчет о наблюдениях за другим миром. Постепенно в рассмотрение вовлекаются четыре "параллельные вселенные", образующие "дурную бесконечность" (нам показывают фотографии, на которой нам показывают фотографию, на которой... и т.д.).

  • Б.Олдисс "Доклад о вероятности-А" (1968)
 

10. Юноша и девушка из параллельного мира попадают к нам (в отпуск), но оказываются в телах старика и старухи и вынуждены очень долго ждать возможности вернуться.

  • З.Гендерсон "Что-то блестящее…" (1963-1978)
 

11. Специалист по электронике А "прорвался сквозь пространственно-временный барьер" в будущее. И крадет научно-фантастические рассказы у писателя Б: чтобы Б ни писал, переносится в прошлое и становится достоянием А…

  • Д.Льюис "Кто у кого украл" (1978)
 

12. Параллельный мир: Англия 1976 года; не было Реформации, сохраняется католицизм.

  • К.Эмис "Изменение" (1976)
 

13. Параллельный мир: испанская Армада доставила десант в Англию.

  • Дж.Браннер "Времена без числа" (1962)
 

14. Параллельный мир: англо-французская империя, возникшая в результате возвращения Ричарда Львиное Сердце из крестового похода.

  • Р.Гаррет "Слишком много фокусников" (1966)
 

15. Параллельный мир: Вашингтон был убит, революция не состоялась.

  • Г.Гаррисон "Трансатлантический туннель, ура!" (1972)
 

16. Передача и прием людей с помощью Т-ритма через ЭФ-пространство.

  • И.Смирнов "Близкая Со-Леста" (1973) в сб. "Талисман"

4. Контакты между взаимопроникающими мирами.

1. Кто-то (в будущем) ставит эксперимент. В результате в наше время в одной точке совмещаются два пространства-времени: будущее (лаборатория) и прошлое (корабль Одиссея; увидев посредине моря скалу-пятиэтажку, Одиссей бросает дротик в пещеру-окно).

  • Ю.Греков "Дротик Одиссея" (1978)
 

2. Пришельцы из будущего (параллельного) земного мира – в эпоху "1001-й ночи".

  • В.Дебердеев "Двести вторая ночь Шахразады" (1978)
 

3. Контакт с миром, в котором хозяева-муравьи угнетают рабов-людей. Наши люди организуют движение сопротивления (полная аналогия с партизанскими рассказами)…

  • К.Булычев "Журавль в руках" (1976)
 

4. Контакт с миром почти неотличимым от нашего. Впрочем, в том мире Пушкин убит в молодости, а Лермонтов, наоборот, дожил до старости.

  • К.Булычев "Другая поляна" (1979)

[<<ПОДКЛАСС 3]  [ ОГЛАВЛЕНИЕ]  [ >>ПОДКЛАСС 5 ]


Материал Официального Фонда Г.С. Альтшуллера www.altshuller.ru

© Исключительные имущественные авторские права на все материалы (в том числе и этот) Г.С. Альтшуллера принадлежат В.Н. Журавлевой и Ю.Е. Комарчевой. Все права защищены.
За дополнительной информацией обращайтесь в Дирекцию Официального Фонда Г.С. Альтшуллера.