Расчеты показывают, что энергия ветра — наиболее дешевая. К тому же ее использование не связано с загрязнением окружающей среды или нарушением экологического равновесия. Нет, не зря Дон-Кихот атаковал ветряные мельницы! Громоздкие ветряки упорно не хотят развиваться. Патентуются мелкие, порой совсем крохотные усовершенствования. Если система исчерпала резервы развития, есть две возможности выйти из тупика…
АРИЗ предназначен не только для получения нового технического решения, но и для его оценки. При разработке АРИЗ-82 сначала была предпринята попытка усилить список контрольных вопросов. Но и самые подробные списки, включающие самые, казалось бы, въедливые вопросы, практически ничего не дали. Для своих идей — даже очень слабых — почти всегда находились оправдания... Список контрольных вопросов сохранился, но основной контроль теперь ведется в процессе анализа задачи, когда новая идея еще только вырабатывается.
|
АРИЗ-82: ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ |
|
В предыдущих двух номерах «ТиН» (1983, № 2,3) мы привели фрагменты новой модификации алгоритма решения изобретательских задач — АРИЗ-82 и пример решения задачи по АРИЗ-82. Это была учебная задача; чтобы понаблюдать за работой АРИЗ, пришлось искусственно отключить другие механизмы теории. При решении же неучебных задач АРИЗ целесообразно использовать в сочетании с обширным информационным аппаратом ТРИЗ, прежде всего со стандартами («ТиН», 1982, №1, с.24) и фондом задач-аналогов («ТиН», 1981, №8, с.19). Возьмем, например, задачу об облицовке квадратных труб стеклом... |
|
КОММЕНТАРИЙ К АРИЗ-82 |
|
Предыдущие модификации АРИЗ не были защищены от неправильного применения. Теперь текст АРИЗ включает систему правил и контрольные шаги. АРИЗ-82 — инструмент тонкий, требующий вдумчивого применения. Правильному применению АРИЗ необходимо учиться. Должно быть тщательно проанализировано несколько десятков учебных задач — только после этого можно переходить к решению производственных задач. |
|
ЕСТЬ НАД ЧЕМ ПОДУМАТЬ |
|
Два года «ТиН» из номера в номер печатал «Практикум по ТРИЗ». Мы рассмотрели три десятка самых различных технических задач. В целом получается курс «Введение в ТРИЗ», и логично завершить этот курс контрольной работой. Итак, контрольная! |
|
ОТТАЛКИВАЮТСЯ-ПРИТЯГИВАЮТСЯ |
|
И вот что интересно. Даже сегодня среди бесчисленных применений электричества можно легко выделить линию технических решений, основанных на все том же отталкивании-притягивании. Порой это очень изящные решения! Вот пример... |
|
МЕТОД ММЧ |
|
Задача решена, однако если продолжить разбор ее по АРИЗ, надо отметить некоторое отступление ответа от ИКР: новый эффект достигнут за счет применения более дорогого материала. Нельзя ли ближе подобраться к ИКР, получив тот же результат на обычном металле, не обладающем эффектом "памяти формы"? Снова физическое противоречие: эффект "памяти формы" должен быть и его не должно быть... Если мы хотим сохранить имеющиеся материалы, связи между человечками менять нельзя. Остается одно... |
|
КТО ЕСТЬ КТО |
|
Хорошая детективная история обычно начинается с того, что подозрение падает на 5-8 человек. Постепенно зона поиска сужается, число подозреваемых становится все меньше и меньше. И вот подозрения сосредоточиваются на одном человеке... Примерно так идет и решение задачи по АРИЗ. |
|
ФИЗЭФФЕКТЫ - ИНСТРУМЕНТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА. ПРОДОЛЖЕНИЕ: ФЕПОЛИ МОГУТ ВСЕ |
|
Задача о том, как оригинальное сделать еще более оригинальным. Если испачканную масляной краской кисть положить в воду, на ее поверхности вскоре образуется тончайшая пленка с причудливыми узорами. Пленка легко пристает к цементу, металлу, дереву. Можно закрепить рисунок на материале, подсушив его и покрыв прозрачной мастикой (а. с. № 282127). Оригинальный способ, не правда ли? А теперь вопрос: как его усовершенствовать?
Не спешите читать дальше. Поищите решение. Предложите задачу своим коллегам, не знающим ТРИЗ. Скорее всего, вы услышите: "Кто же так ставит задачу? Ведь не указано, что плохо и что надо улучшить..." |
|
ДЕВИЗ МУШКЕТЕРОВ |
|
В технической системе каждая часть должна работать не только за себя, но и за другие части, а иногда и за всю систему в целом. В свою очередь, система должна помогать каждой своей части. Помните, как у Дюма:
"А теперь, господа, - произнес д’Артаньян, не пытаясь даже объяснить Портосу свое поведение, - один за всех, и все за одного - это отныне наш девиз, не правда ли?.."
В учебники по проектированию технических систем этот принцип еще не попал, и потому даже в самых передовых отраслях техники возникают задачи, для решения которых приходится заново открывать мушкетерский девиз. |
|
СТОЛКНОВЕНИЕ ЗАКОНОВ |
|
Итак, казалось бы, все просто: наилучшее решение то, которое соответствует законам развития технических систем. Но тут возникает каверзный и потому очень интересный вопрос: а как быть в тех случаях, когда один закон тянет в одну сторону, а другой — в другую? В самом деле, закон увеличения степени управляемости систем заставил нас при решения задачи 7 перейти от механической системы к электромагнитной. Это связано с явным усложнением конструкции. Между тем закон увеличения степени идеальности требует... |
|
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ ИЛИ ПРАВИЛА НЕТРИВИАЛЬНОГО РЕШЕНИЯ НЕТРИВИАЛЬНЫХ ЗАДАЧ |
|
Из 19 инженеров, которым была предложена эта задача, 7 просто отказались ее решать: "Формулировка неверная, неизвестно, что требуется..." 9 человек не пошли дальше туманных высказываний: "Наверное, надо уменьшить вес... или расход энергии... может быть, компоновку или внешний вид?..
Из 16 инженеров, знающих стандарты, задачу правильно решили все 16... Статистика, конечно, небольшая, она отражает лишь качественную сторону дела. Но читатели могут сами продолжить опыты с задачей… |
|
ПАРАДОКС АЭЛИТЫ |
|
Перед нами типичное физическое противоречие (ФП): к физическому состоянию одного и того же объекта предъявлены взаимопротивоположные требования.
В этой задаче ФП сразу бросается в глаза. Однако такая, методологически правильная формулировка появилась далеко не сразу: два десятилетия были потрачены на поиски "не тех" сигналов и лишь постепенно сложилось представление о противоречии, спрятанном в глубине задачи. Сформулировать ФП - значит ухватить самую суть задачи, ее сердцевину, то, что делает задачу задачей. |
|
АНАЛИЗ, ФОРМУЛЫ И НЕМНОГО ФАНТАЗИИ |
|
Пришло время подвести некоторые итоги решения задач, опубликованных в очерках "Формулы талантливого мышления" и "Вепольный анализ" ("ТиН", 1979, № 3, 4). …С анализом (морфологическим и начатками вепольного) все обстоит благополучно. А вот с упражнениями "на фантазию" получилось неважно. Дети справляются с такими упражнениями намного лучше. Судите сами... |
|
СИЛА ЗНАНИЯ |
|
Для уверенного решения задач изобретателю нужна колоссальная информация. Заранее неизвестно, какой именно технический прием или физический эффект понадобится. Поэтому в принципе нужно иметь под рукой информацию о всей технике и всей физике. …Обратите внимание: до сих пор мы продвигались к ответу без малейших затруднений. Констатировали предельное состояние системы, спрогнозировали линию дальнейшего развития, перевели прогноз в конкретную техническую задачу... Дорогу нам прокладывал стандарт 9 (точнее — знание нужного в данном случае закона развития технических систем). А теперь предоставим читателю самому сделать последний шаг к ответу… |
|