Официальный фонд Г.С. Альтшуллера

English Deutsch Français Español
Главная страница
Карта сайта
Новости ТРИЗ
E-Книга
Термины
Работы
- ТРИЗ
- РТВ
- Регистр идей фантастики
- Школьникам, учителям, родителям
- ТРТЛ
- О качестве и технике работы
- Критика
Форум
Библиография
- Альтшуллер
- Журавлева
Биография
- Хронология событий
- Интервью
- Переписка
- А/б рассказы
- Аудио
- Видео
- Фото
Правообладатели
Опросы
Поставьте ссылку
World

распечатать









   
Законы Приемы Стандарты АРИЗ ТРИЗ + Публикации журнала «ТиН»

  АТАКА НА ВЕТРЯКИ
Расчеты показывают, что энергия ветра — наиболее дешевая. К тому же ее использование не связано с загрязнением окружающей среды или нарушением экологического равновесия. Нет, не зря Дон-Кихот атаковал ветряные мельницы! Громоздкие ветряки упорно не хотят развиваться. Патентуются мелкие, порой совсем крохотные усовершенствования. Если система исчерпала резервы развития, есть две возможности выйти из тупика…

  АРИЗ-82: КАК ИЗБЕЖАТЬ ОШИБОК
АРИЗ предназначен не только для получения нового технического решения, но и для его оценки. При разработке АРИЗ-82 сначала была предпринята попытка усилить список контрольных вопросов. Но и самые подробные списки, включающие самые, казалось бы, въедливые вопросы, практически ничего не дали. Для своих идей — даже очень слабых — почти всегда находились оправдания... Список контрольных вопросов сохранился, но основной контроль теперь ведется в процессе анализа задачи, когда новая идея еще только вырабатывается.

  АРИЗ-82: ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ

В предыдущих двух номерах «ТиН» (1983, № 2,3) мы привели фрагменты новой модификации алгоритма решения изобретательских задач — АРИЗ-82 и пример решения задачи по АРИЗ-82. Это была учебная задача; чтобы понаблюдать за работой АРИЗ, пришлось искусственно отключить другие механизмы теории. При решении же неучебных задач АРИЗ целесообразно использовать в сочетании с обширным информационным аппаратом ТРИЗ, прежде всего со стандартами («ТиН», 1982, №1, с.24) и фондом задач-аналогов («ТиН», 1981, №8, с.19). Возьмем, например, задачу об облицовке квадратных труб стеклом...

  КОММЕНТАРИЙ К АРИЗ-82

Предыдущие модификации АРИЗ не были защищены от неправильного применения. Теперь текст АРИЗ включает систему правил и контрольные шаги. АРИЗ-82 — инструмент тонкий, требующий вдумчивого применения. Правильному применению АРИЗ необходимо учиться. Должно быть тщательно проанализировано несколько десятков учебных задач — только после этого можно переходить к решению производственных задач.

  НОВАЯ МОДИФИКАЦИЯ АРИЗ

Разбор учебной задачи по АРИЗ-82: задача об опылении, решение, схема действия. Задачи для тренировки.

  РЕКВИЕМ ПО МПиО

Суть ТРИЗ в том, что она принципиально меняет технологию производства новых технических идей. Вместо перебора вариантов ТРИЗ предлагает мыслительные действия, опирающиеся на знание законов развития технических систем. Мир творчества становится неограниченно управляемым и потому может быть неограниченно расширен. Творческая революция по своему значению, по-видимому, не уступает революциям научной, технической, космической.

  ЕСТЬ НАД ЧЕМ ПОДУМАТЬ

Два года «ТиН» из номера в номер печатал «Практикум по ТРИЗ». Мы рассмотрели три десятка самых различных технических задач. В целом получается курс «Введение в ТРИЗ», и логично завершить этот курс контрольной работой. Итак, контрольная!

  К ВОПРОСУ О ДЕТСКОМ САДЕ

«Задача 24 («ТиН», 1980, № 12) — для детского сада, ответ лежит на поверхности, — пишет нам инженер В.Г. Савицкий из Ленинграда. — Надо брать задачи более сложные, чтобы для их решения требовалась вся мощь ТРИЗ...» Что ж, не будем спорить с читателем. Попробуем предложить другие задачи…

  
  ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО ПОДСКАЗКЕ 

В число инструментов ТРИЗ входит и фонд задач-аналогов. Даже сам по себе — без теории — это весьма сильный фонд. Инструментов много, закономерно возникает вопрос: в какой последовательности их использовать? На основе накопленного опыта можно рекомендовать наиболее экономную схему, по которой сначала проверяют возможность получения готового ответа за счет…

  ОТТАЛКИВАЮТСЯ-ПРИТЯГИВАЮТСЯ

И вот что интересно. Даже сегодня среди бесчисленных применений электричества можно легко выделить линию технических решений, основанных на все том же отталкивании-притягивании. Порой это очень изящные решения! Вот пример...

  КЛАССИФИКАЦИЯ НЕСЧАСТИЙ 

"Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему". Социологи, однако, не согласны с классиком и утверждают, что семейные неурядицы хорошо поддаются типизации. Изобретательские задачи подобны несчастливым семьям - они связаны с системами, в которых полыхают конфликты. Внимательно рассмотрите таблицу. Знакомство с основными видами конфликтов поможет вам увереннее строить модели задач.

  ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЮТ РАЗВИЛКИ  

Напомним задачу 27 из предыдущего выпуска "Практикума". Среди многих записей решения этой задачи особенно интересна одна, сделанная на занятиях группы, незадолго до этого приступившей к освоению ТРИЗ. Разберемся в этой записи...

  МЕТОД ММЧ 

Задача решена, однако если продолжить разбор ее по АРИЗ, надо отметить некоторое отступление ответа от ИКР: новый эффект достигнут за счет применения более дорогого материала. Нельзя ли ближе подобраться к ИКР, получив тот же результат на обычном металле, не обладающем эффектом "памяти формы"? Снова физическое противоречие: эффект "памяти формы" должен быть и его не должно быть... Если мы хотим сохранить имеющиеся материалы, связи между человечками менять нельзя. Остается одно...

  КТО ЕСТЬ КТО 

Хорошая детективная история обычно начинается с того, что подозрение падает на 5-8 человек. Постепенно зона поиска сужается, число подозреваемых становится все меньше и меньше. И вот подозрения сосредоточиваются на одном человеке... Примерно так идет и решение задачи по АРИЗ.

  АНАТОМИЯ КОНФЛИКТА 

Закончившийся в прошлом номере "ТиН" цикл "Практикума" имел целью общее ознакомление с основными механизмами ТРИЗ. Теперь мы подробнее проследим работу этих механизмов. Нам предстоит углубиться в детали, нюансы, тонкости... Тем, кто впервые присоединяется к освоению ТРИЗ по "Практикуму", рекомендуем прочитать введение в ТРИЗ ("ТиН", № 3-1979, № 4-1979, № 5-1979, № 6-1979) и предыдущие выпуски "Практикума" (с № 1 за 1980 г.).

  БЕГУЩАЯ ПО ВОЛНАМ

Помните описание памятника "Бегущая по волнам" - одной из самых поэтичных страниц одноименного романа А. Грина? Скульптор воплотил в мраморе бегущую Фрези Грант, но... постамент был ровным, без каменных волн. Как показать, что девушка бежит по волнам, если волн не должно быть? Дайте простое решение этой задачи, используя вепольный анализ. Затем усложните задачу…

  ФИЗЭФФЕКТЫ - ИНСТРУМЕНТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА. 
 ПРОДОЛЖЕНИЕ: ФЕПОЛИ МОГУТ ВСЕ

Задача о том, как оригинальное сделать еще более оригинальным. Если испачканную масляной краской кисть положить в воду, на ее поверхности вскоре образуется тончайшая пленка с причудливыми узорами. Пленка легко пристает к цементу, металлу, дереву. Можно закрепить рисунок на материале, подсушив его и покрыв прозрачной мастикой (а. с. № 282127). Оригинальный способ, не правда ли? А теперь вопрос: как его усовершенствовать?

Не спешите читать дальше. Поищите решение. Предложите задачу своим коллегам, не знающим ТРИЗ. Скорее всего, вы услышите: "Кто же так ставит задачу? Ведь не указано, что плохо и что надо улучшить..."

  ФИЗЭФФЕКТЫ - ИНСТРУМЕНТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Десять лет назад в учебные программы школ и семинаров по ТРИЗ был введен курс "Применение физических эффектов и явлений при творческом решении технических задач". Первоначально предполагалось, что курс раскроет возможности сравнительно малоизвестных эффектов, с которыми инженера не познакомили в вузе. Выяснилось, однако, что в первую очередь необходимо...

  ДЕВИЗ МУШКЕТЕРОВ

В технической системе каждая часть должна работать не только за себя, но и за другие части, а иногда и за всю систему в целом. В свою очередь, система должна помогать каждой своей части. Помните, как у Дюма:

"А теперь, господа, - произнес д’Артаньян, не пытаясь даже объяснить Портосу свое поведение, - один за всех, и все за одного - это отныне наш девиз, не правда ли?.."

В учебники по проектированию технических систем этот принцип еще не попал, и потому даже в самых передовых отраслях техники возникают задачи, для решения которых приходится заново открывать мушкетерский девиз.

  КАК СЧИТАТЬ БУЛЬБЫ

Преподаватель спросил: кто первым справился с задачей? После шумного обсуждения согласились - первым задачу решил скептик, доказавший невозможность ее решения. Он четко сформулировал физическое противоречие… В большинстве случаев мы используем материалы как в древности, забывая, что система, построенная из современных материалов, способна одновременно работать механически, электрически, оптически…

  СТОЛКНОВЕНИЕ ЗАКОНОВ

Итак, казалось бы, все просто: наилучшее решение то, которое соответствует законам развития технических систем. Но тут возникает каверзный и потому очень интересный вопрос: а как быть в тех случаях, когда один закон тянет в одну сторону, а другой — в другую? В самом деле, закон увеличения степени управляемости систем заставил нас при решения задачи 7 перейти от механической системы к электромагнитной. Это связано с явным усложнением конструкции. Между тем закон увеличения степени идеальности требует...

  СТАТУИ В ПУСТЫНЕ

Усиление противоречия не всегда приводит к его самоликвидации. Но, усиливая формулировку противоречия, мы получаем возможность лучше увидеть, понять, почувствовать суть конфликта. Это во всех случаях облегчает решение...

  СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ЗНАТОКИ

Быстроту мышления иногда отождествляют с его силой. На этом построены многие психологические тесты: за столько-то секунд надо выполнить то или иное задание. Нельзя, однако, безоговорочно переносить это на творческое мышление. Быстрота действий достигается обычно за счет использования стандартных приемов. А для решения творческих задач необходимы приемы необычные. Чтобы увидеть возможность их применения, нужно без спешки выстроить цепь рассуждений, вновь и вновь возвращаясь назад и тщательно ощупывая каждое звено цепи...

  СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК ВООБРАЖЕНИЯ

Семинары по техническому творчеству - путешествие в незнаемое. Почти всегда случаются дорожные приключения. Несколько лет назад на семинаре по ТРИЗ в Объединенном институте ядерных исследований в числе многих задач рассматривалась…

  УЙТИ ОТ СИРЕН. НЕПРОСТОЙ, НО ЕДИНСТВЕННО ВЕРНЫЙ ПУТЬ К ИКР

Современная техника дает возможность решать многие задачи «напролом», - не считаясь с затратами и нагромождая сложное оборудование. Завороженные мощью гигантских машин, мы порой отождествляем их размеры с совершенством техники. Между тем машины, оборудование - это всего лишь средство для осуществления той или иной функции. Идеальная машина - когда машины нет, а требуемое действие выполняется. Творческий подход к решению задач начинается с понимания простой, в общем, вещи…

  ПУТЬ К ВОСТОЧНОМУ ПОЛЮСУ 

Как известно, медвежонок Винни-Пух, не лишенный своеобразной мудрости, из всех полюсов предпочитал Восточный: туда труднее добраться (кто знает, где он находится, этот полюс!), но там может оказаться нечто удивительное... Примерно так обстоит дело и с анализом по АРИЗ: это сложнее, чем пользоваться стандартами, зато можно прийти к чему-то большему, чем решение одной задачи…

  СИСТЕМА СТАНДАРТОВ ИЛИ ПРАВИЛА НЕТРИВИАЛЬНОГО РЕШЕНИЯ НЕТРИВИАЛЬНЫХ ЗАДАЧ 

Из 19 инженеров, которым была предложена эта задача, 7 просто отказались ее решать: "Формулировка неверная, неизвестно, что требуется..." 9 человек не пошли дальше туманных высказываний: "Наверное, надо уменьшить вес... или расход энергии... может быть, компоновку или внешний вид?..

Из 16 инженеров, знающих стандарты, задачу правильно решили все 16... Статистика, конечно, небольшая, она отражает лишь качественную сторону дела. Но читатели могут сами продолжить опыты с задачей…

  КОЕ-ЧТО ИЗ ПРАКТИКИ КАРЛА ВЕЛИКОГО

Читателям вряд ли предстоит коронация, для нас полезен лишь методологический вывод из опыта коронованных персон: сходные ФП следует устранять сходными приемами. Анализ задачи до ФП уже сам по себе - половина решения. Но порой ФП не сдается, и вот тут очень важно, что существуют и могут быть применены...

  ПАРАДОКС АЭЛИТЫ

Перед нами типичное физическое противоречие (ФП): к физическому состоянию одного и того же объекта предъявлены взаимопротивоположные требования.

В этой задаче ФП сразу бросается в глаза. Однако такая, методологически правильная формулировка появилась далеко не сразу: два десятилетия были потрачены на поиски "не тех" сигналов и лишь постепенно сложилось представление о противоречии, спрятанном в глубине задачи. Сформулировать ФП - значит ухватить самую суть задачи, ее сердцевину, то,
что делает задачу задачей.

  СОКРОВИЩА ФЛИНТА

Оператор РВС предназначен для «обработки» задач. Вместе с тем это инструмент для развития творческого мышления. Несколько десятков задач, «пропущенных» через оператор РВС, заметно меняют стиль мышления: увереннее преодолеваются психологические барьеры, обостряется «чутье» на оригинальные идеи, воображение становится гибче, смелее.

  АНАЛИЗ, ФОРМУЛЫ И НЕМНОГО ФАНТАЗИИ

Пришло время подвести некоторые итоги решения задач, опубликованных в очерках "Формулы талантливого мышления" и "Вепольный анализ" ("ТиН", 1979, № 3, 4).
…С анализом (морфологическим и начатками вепольного) все обстоит благополучно. А вот с упражнениями "на фантазию" получилось неважно. Дети справляются с такими упражнениями намного лучше. Судите сами...

  СИЛА ЗНАНИЯ

Для уверенного решения задач изобретателю нужна колоссальная информация. Заранее неизвестно, какой именно технический прием или физический эффект понадобится. Поэтому в принципе нужно иметь под рукой информацию о всей технике и всей физике.
…Обратите внимание: до сих пор мы продвигались к ответу без малейших затруднений. Констатировали предельное состояние системы, спрогнозировали линию дальнейшего развития, перевели прогноз в конкретную техническую задачу... Дорогу нам прокладывал стандарт 9 (точнее — знание нужного в данном случае закона развития технических систем). А теперь предоставим читателю самому сделать последний шаг к ответу…

  КАК РЕШАТЬ ЗАДАЧИ

Ни отдельные правила, ни набор правил еще не гарантируют успешного решения задачи. Необходимо объединить правила в жесткую систему и снабдить эту систему "правилами против нарушения правил". Нужна программа, заставляющая последовательно применять правила и делать это без отклонений и ошибок.

  ВЕПОЛЬНЫЙ АНАЛИЗ. НАВИГАЦИЯ В ОКЕАНЕ ЗАДАЧ

…На этот вопрос можно ответить вопросом: а почему в математике такое значение придают треугольнику? Почему ради него создали специальную область математики - тригонометрию? Ответ очевиден: треугольник - минимальная по количеству элементов геометрическая фигура; любую другую фигуру можно разбить на треугольники. Веполь - минимальная техническая система. Любую техническую систему можно представить в виде суммы веполей.

  ФОРМУЛЫ ТАЛАНТЛИВОГО МЫШЛЕНИЯ

…Неуправляемая мысль в силу психологической инерции уводит от, казалось бы, очевидной идеи. А если управлять мыслью? Мы ввели один приём управления (делай «шиворот-навыворот»), и он начал давать новые технические идеи…