© Альтшуллер Г.С., «Техника и наука», 1983, №7. – С. 13-14.
АТАКА НА ВЕТРЯКИ
Двенадцать баллов по шкале Бофорта — это ураганный ветер, имеющий скорость свыше 80 км/ч. А жители планеты Карелла (в рассказе Роберта Шекли «Поднимается ветер») считают «умеренным ветерком» сверхураган в 350 км/ч... Вот где строить ветряные двигатели! Впрочем, и на Земле заманчиво использовать практически неисчерпаемую энергию ветра: мощность воздушных потоков на территории СССР равна мощности 1 800 таких ГЭС, как Красноярская. Расчеты показывают, что энергия ветра — наиболее дешевая. К тому же ее использование не связано с загрязнением окружающей среды или нарушением экологического равновесия. Все это делает ветроэнергетику весьма привлекательной... теоретически. Ибо на практике прогресс весьма невелик. Например, в США за 10 лет (1969—1978 гг.) выдано всего 35 патентов на ветряные двигатели.
Нет, не зря Дон-Кихот атаковал ветряные мельницы! Громоздкие ветряки упорно не хотят развиваться. Патентуются мелкие, порой совсем крохотные усовершенствования. Новейшее достижение состоит в применении так называемых концевых лопастей — небольших крыльев, расположенных под прямым углом к главным лопастям и создающих некоторую дополнительную тягу.
Если система исчерпала резервы развития, есть две возможности выйти из тупика: 1) объединиться с другой системой и развивать полученную надсистему; 2) изменить принцип действия — перейти с макроуровня на микроуровень.
Недавно в Испании (в той самой Ламанче, где Дон-Кихот сражался с мельницами) дала ток первая объединенная солнечно-ветровая станция. Представьте себе круглую теплицу диаметром 250 м. В центре теплицы — двухсотметровая труба, внутри которой установлен ветродвигатель. Солнце нагревает воздух в теплице на 10 — 20 градусов — в трубе возникает тяга и ветряк вращает электрогенератор. К сожалению, выработка энергии резко падает ночью и в пасмурные дни.
Может быть, выгоднее переход на микроуровень? Лопасти ветряной мельницы — «деревяшки». Лопасти современных ветроустановок — «железки». Нужна иная система, рабочим органом которой будут микрочастицы — молекулы, атомы и т. д. (см. «ТиН», 1979, № 6, с. 27).
Составим вепольную формулу искомой ветроустановки:
Механическая энергия (Пмех) ветра (В1) с помощью вещества-преобраэователя (Вх) должна превращаться в энергию (Пу), удобную для использования, например, электрическую. Разумеется, это простейшая формула. Не исключено, что в В1 и Вх придется ввести какие-то добавки.
Для решения этой контрольной задачи потребуется весь аппарат ТРИЗ. Надо найти подходящий физэффект. Сопоставить схему установки. Выявить присущие ей противоречия и постараться их снять, приблизив установку к идеальной: расходоваться должен только ветер, установка должна быть предельно простой в изготовлении и обслуживании.
...Планета Карелла придумана Шекли. Но хорошая ветроустановка найдет реальное применение не только на Земле, но и на Венере.
ЗАДАЧИ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ
МЕТАЛЛ, ОСТАНОВИСЬ!
По трубопроводу движется расплав металла (например, натрия). Кран для такого трубопровода выполнен в виде кольцевого холодильника. В холодильник подают воду, и расплавленный металл застывает, перекрывая трубопровод.
К сожалению, система действует медленно, особенно если трубопровод имеет большой диаметр. Ваше предложение? На каких законах развития технических систем оно основано?
ГИБКИЙ ЩИТ
Для бетонирования конструкций сложной формы, например, куполов, был предложен и защищен авторским свидетельством щит опалубки, способный принимать и сохранять любую форму.
Каков, по вашему мнению, принцип действия такого щита? Какие законы развития технических систем определили переход от обычных жестких щитов к щитам нового типа?
СЕМИНАР В ПЕНЗЕ
В Пензенском Доме научно-технической пропаганды проведен 60-часовой семинар, на котором более 100 инженеров, научных работников предприятий, научно-исследовательских и проектных организаций города были подробно ознакомлены с теорией решения инженерных задач (ТРИЗ) и новейшей методикой — АРИЗ-82. Участники семинара прослушали цикл лекций, участвовали в практических занятиях, выполнили контрольную работу. Был организован также просмотр научно-популярного фильма «Алгоритм изобретения».
Чтобы слушатели могли к в дальнейшем самостоятельно продолжать изучение ТРИЗ, все они получили комплекты учебно-методических пособий. Наиболее активные слушатели семинара приступают к углубленному изучению программы, пройдут стажировку, с тем чтобы впоследствии стать преподавателями общественных школ научно-технического творчества.
Активное содействие в создании таких школ, цель которых — развивать массовое техническое творчество трудящихся, окажут Пензенский областной совет НТО и советы первичных организаций НТО предприятий и организаций.
|
|
|
|
|
Формулы талантливого... (1979, №3) |
|
Вепольный анализ (1979, №4) |
|
Как решать задачи (1979, №5) |
|
Сила знания (1979, №6) |
|
Анализ, формулы... (1979, №10) |
|
Сокровища Флинта (1980, №1) |
|
Парадокс Аэлиты (1980, №2) |
|
Кое-что из практики Карла Великого (1980, №3) |
|
Система стандартов... (1980, №4) |
|
Путь к восточному полюсу (1980, №5) |
|
Уйти от сирен (1980, №6) |
|
Солнечный зайчик воображения (1980, №7) |
|
Следствие ведут знатоки (1980, №7) |
|
Статуи в пустыне (1980, №8) |
|
Столкновение законов (1980, №9) |
|
Как считать бульбы (1980, №11) |
|
Девиз мушкетеров (1980, №12) |
|
Физэффекты - инструменты... (1981, №1) |
|
Феполи могут все (1981, №2) |
|
Бегущая по волнам (1981, №2) |
|
Анатомия конфликта (1981, №3) |
|
Кто есть кто (1981, №4) |
|
Метод ММЧ (1981, №5) |
|
Почему возникают развилки (1981, №6) |
|
Классификация несчастий (1981, №7) |
|
Отталкиваются-притягиваются (1981, №7) |
|
Похвальное слово подсказке (1981, №8) |
|
К вопросу о детском саде (1981, №9) |
|
Есть над чем подумать (1981, №12) |
|
Реквием по МПиО (1982, №1) |
|
Новая модификация АРИЗ (1983, №2) |
|
Комментарий К АРИЗ-82 (1983, №3) |
|
АРИЗ-82: Особенности практического применения (1983, №4) |
|
АРИЗ-82: Как избежать ошибок. (1983, №6) |
|
Атака на ветряки (1983, №7) |
|