270

Официальный фонд Г.С. Альтшуллера

English Deutsch Français Español
Главная страница
Карта сайта
Новости ТРИЗ
E-Книга
Термины
Работы
- ТРИЗ
- РТВ
- Регистр идей фантастики
- Школьникам, учителям, родителям
- ТРТЛ
- О качестве и технике работы
- Критика
Форум
Библиография
- Альтшуллер
- Журавлева
Биография
- Хронология событий
- Интервью
- Переписка
- А/б рассказы
- Аудио
- Видео
- Фото
Правообладатели
Опросы
Поставьте ссылку
World

распечатать







   
Законы Приемы Стандарты АРИЗ ТРИЗ + Публикации журнала «ТиН»

© Альтшуллер Г.С., «Техника и наука», 1983, №7. – С. 13-14.

АТАКА НА ВЕТРЯКИ

Двенадцать баллов по шкале Бофорта — это ураганный ветер, имеющий скорость свыше 80 км/ч. А жители планеты Карелла (в рассказе Роберта Шекли «Поднимается ветер») считают «умеренным ветерком» сверхураган в 350 км/ч... Вот где строить ветряные двигатели! Впрочем, и на Земле заманчиво использовать практически неисчерпаемую энергию ветра: мощность воздушных потоков на территории СССР равна мощности 1 800 таких ГЭС, как Красноярская. Расчеты показывают, что энергия ветра — наиболее дешевая. К тому же ее использование не связано с загрязнением окружающей среды или нарушением экологического равновесия. Все это делает ветроэнергетику весьма привлекательной... теоретически. Ибо на практике прогресс весьма невелик. Например, в США за 10 лет (1969—1978 гг.) выдано всего 35 патентов на ветряные двигатели.

Нет, не зря Дон-Кихот атаковал ветряные мельницы! Громоздкие ветряки упорно не хотят развиваться. Патентуются мелкие, порой совсем крохотные усовершенствования. Новейшее достижение состоит в применении так называемых концевых лопастей — небольших крыльев, расположенных под прямым углом к главным лопастям и создающих некоторую дополнительную тягу.

Если система исчерпала резервы развития, есть две возможности выйти из тупика:
1) объединиться с другой системой и развивать полученную надсистему;
2) изменить принцип действия — перейти с макроуровня на микроуровень.

Недавно в Испании (в той самой Ламанче, где Дон-Кихот сражался с мельницами) дала ток первая объединенная солнечно-ветровая станция. Представьте себе круглую теплицу диаметром 250 м. В центре теплицы — двухсотметровая труба, внутри которой установлен ветродвигатель. Солнце нагревает воздух в теплице на 10 — 20 градусов — в трубе возникает тяга и ветряк вращает электрогенератор. К сожалению, выработка энергии резко падает ночью и в пасмурные дни.

Может быть, выгоднее переход на микроуровень? Лопасти ветряной мельницы — «деревяшки». Лопасти современных ветроустановок — «железки». Нужна иная система, рабочим органом которой будут микрочастицы — молекулы, атомы и т. д. (см. «ТиН», 1979, № 6, с. 27).

Составим вепольную формулу искомой ветроустановки:

 

Механическая энергия (Пмех) ветра (В1) с помощью вещества-преобраэователя (Вх) должна превращаться в энергию (Пу), удобную для использования, например, электрическую. Разумеется, это простейшая формула. Не исключено, что в В1 и Вх придется ввести какие-то добавки.

Для решения этой контрольной задачи потребуется весь аппарат ТРИЗ. Надо найти подходящий физэффект. Сопоставить схему установки. Выявить присущие ей противоречия и постараться их снять, приблизив установку к идеальной: расходоваться должен только ветер, установка должна быть предельно простой в изготовлении и обслуживании.

...Планета Карелла придумана Шекли. Но хорошая ветроустановка найдет реальное применение не только на Земле, но и на Венере.

ЗАДАЧИ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ

МЕТАЛЛ, ОСТАНОВИСЬ!

По трубопроводу движется расплав металла (например, натрия). Кран для такого трубопровода выполнен в виде кольцевого холодильника. В холодильник
подают воду, и расплавленный металл застывает, перекрывая трубопровод.

 

К сожалению, система действует медленно, особенно если трубопровод имеет большой диаметр. Ваше предложение? На каких законах развития технических систем оно основано?

ГИБКИЙ ЩИТ

Для бетонирования конструкций сложной формы, например, куполов, был предложен и защищен авторским свидетельством щит опалубки, способный принимать и сохранять любую форму.

 

Каков, по вашему мнению, принцип действия такого щита? Какие законы развития технических систем определили переход от обычных жестких щитов к щитам нового типа?

СЕМИНАР В ПЕНЗЕ

В Пензенском Доме научно-технической пропаганды проведен 60-часовой семинар, на котором более 100 инженеров, научных работников предприятий, научно-исследовательских и проектных организаций города были подробно ознакомлены с теорией решения инженерных задач (ТРИЗ) и новейшей методикой — АРИЗ-82. Участники семинара прослушали цикл лекций, участвовали в практических занятиях, выполнили контрольную работу. Был организован также просмотр научно-популярного фильма «Алгоритм изобретения».

Чтобы слушатели могли к в дальнейшем самостоятельно продолжать изучение ТРИЗ, все они получили комплекты учебно-методических пособий. Наиболее активные слушатели семинара приступают к углубленному изучению программы, пройдут стажировку, с тем чтобы впоследствии стать преподавателями общественных школ научно-технического творчества.

Активное содействие в создании таких школ, цель которых — развивать массовое техническое творчество трудящихся, окажут Пензенский областной совет НТО и советы первичных организаций НТО предприятий и организаций.

Формулы талантливого...
(1979, №3)
Вепольный анализ
(1979, №4)
Как решать задачи
(1979, №5)
Сила знания
(1979, №6)
Анализ, формулы...
(1979, №10)
Сокровища Флинта
(1980, №1)
Парадокс Аэлиты
(1980, №2)
Кое-что из практики Карла Великого
(1980, №3)
Система стандартов...
(1980, №4)
Путь к восточному полюсу
(1980, №5)
Уйти от сирен
(1980, №6)
Солнечный зайчик воображения
(1980, №7)
Следствие ведут знатоки
(1980, №7)
Статуи в пустыне
(1980, №8)
Столкновение законов
(1980, №9)
Как считать бульбы
(1980, №11)
Девиз мушкетеров
(1980, №12)
Физэффекты - инструменты...
(1981, №1)
Феполи могут все
(1981, №2)
Бегущая по волнам
(1981, №2)
Анатомия конфликта
(1981, №3)
Кто есть кто
(1981, №4)
Метод ММЧ
(1981, №5)
Почему возникают развилки
(1981, №6)
Классификация несчастий
(1981, №7)
Отталкиваются-притягиваются
(1981, №7)
Похвальное слово подсказке
(1981, №8)
К вопросу о детском
саде
(1981, №9)
Есть над чем подумать
(1981, №12)
Реквием по МПиО
(1982, №1)
Новая модификация АРИЗ
(1983, №2)
Комментарий К АРИЗ-82
(1983, №3)
АРИЗ-82: Особенности практического применения
(1983, №4)
АРИЗ-82: Как избежать ошибок.
(1983, №6)
Атака на ветряки
(1983, №7)