© Альтшуллер Г.С., Журнал "Техника и наука", 1980, №8 СТАТУИ В ПУСТЫНЕ ИЛИ НЕИЗБЕЖНОСТЬ СХВАТКИ С ПРОТИВОРЕЧИЕМ, ПРЕГРАЖДАЮЩИМ ПУТЬ К РЕШЕНИЮ
Заблудившиеся в пустыне археологи случайно обнаружили странные статуи. Среди песчаных барханов возвышались две каменные фигуры- мужчина и женщина. Как они попали в пустыню? Кто и зачем соорудил эти статуи?.. Ответить на эти вопросы археологи не могли. Но через пять лет одному из археологов снова довелось вернуться в пустыню, к найденным статуям. И он увидел нечто невероятное: за пять лет позы у статуй изменились!
Так произошла встреча с инопланетными космонавтами в фантастическом рассказе И.Росоховатского "Встреча во времени". Статуи оказались живыми существами, их неподвижность была кажущейся и объяснялась тем, что космические пришельцы жили в ином темпе времени: годы были для них лишь мгновением...
Мир невероятно замедленной жизни - один из множества чужих миров, придуманных фантастами. Внеземная цивилизация может оказаться отнюдь не похожей на земную. Развивая эту мысль, фантастика готовит человечество, вышедшее в космос, к встрече с Неожиданным и попутно учит преодолевать психологические барьеры при решении технических задач.
Возьмем хотя бы задачу 3 ("ТиН", 1980, № 2). Речь в ней шла о радиооптических сигналах внеземных цивилизаций: какими должны быть сигналы, чтобы мы сразу поняли, что они имеют искусственное происхождение? Физическое противоречие здесь достаточно обнажено: сигналы должны быть природными, ибо процессы получения сигналов основаны на природных физических явлениях, и не должны быть природными, чтобы явно проявлялось их искусственное происхождение.
Многим читателям задача показалась простой. Пусть, пишут они, сигналы будут импульсные, например, в виде точек-тире или возрастающего ряда натуральных чисел: импульс, пауза, два импульса, пауза, три импульса, пауза и т. д. В нескольких письмах предложено даже передавать музыку, песенные мелодии... Вспомним теперь о статуях в пустыне. Они просто не восприняли бы наши песни, а их песни показались бы нам строго монотонным излучением и тоже не были бы восприняты как искусственный сигнал. Не годятся в качестве сигналов и любые комбинации точек-тире, импульсов - пауз.
В одном из писем есть такие строки: "Нужен сигнал, вероятность которого в природе стремится к нулю". Казалось бы, все верно. Но обратите внимание: физическое противоречие "природный- неприродный" заменено уклончивой формулировкой "вероятный - маловероятный". А ведь маловероятное событие тоже имеет определенную вероятность, хотя и небольшую. Противоречие сглажено, почти исчезло!.. Отход от формулы физического противоречия, смягчение конфликта - типичные формы проявления психологической инерции. Противоречие кажется неразрешимым, инерция мышления тянет назад, и человек вольно или невольно отступает к непротиворечивому, привычному, старому. Между тем для выхода в область творческих решений необходима схватка с противоречием. В этой схватке, как ни странно, лучшая тактика- усиливать, обострять противоречие: доведенное до максимального накала, оно иногда просто перегорает...
Заменим, например, "природный - неприродный" более сильным "природный- антиприродный". Антиприродный, противоприродный - значит нарушающий законы природы, противоречащий этим законам. "Природный сигнал должен выходить за рамки природных закономерностей", - пишут слушатели школы технического творчества в г. Рыбинске (руководитель А. Шестакова). Отличная формулировка! Предельно обостренное противоречие само подсказывает, как его преодолеть: сигнал, оставаясь природным, должен, однако, содержать информацию о нарушении какого-либо фундаментального закона природы. Противоречие еще держится: как совместить "природность" сигнала, то есть его соответствие законам природы, с нарушением этих законов? Но теперь, когда мы знаем. какая именно информация должна содержаться в сигнале, нетрудно преодолеть противоречие, используя типовые для ТРИЗ способы совмещения несовместимого. Разделим, например, противоречивые свойства между системой и ее частями: пусть каждая часть сигнала соответствует законам, а их сочетание нарушает закон.
Как известно, при удалении объекта от наблюдателя линии спектра сдвигаются к его фиолетовой части (фиолетовое смещение). В спектре приближающегося объекта, наоборот, наблюдается красное смещение. Порознь оба смещения вполне естественны. Но представьте себе, что в спектре компактного космического объекта наблюдаются сильные фиолетовое и красное смещения. Получается, что объект одновременно с огромной скоростью движется в противоположные стороны!..
Возникает, однако, вопрос: как получить подобные сигналы? Нельзя же в самом деле заставить звезду или планету одновременно двигаться в противоположные стороны... Нарушать законы природы, конечно, нельзя, но можно имитировать нарушение, искусственно синтезировав "антизаконное" излучение (интересное сообщение о разнообразных типах нарушений привел преподаватель ТРИЗ из Минска В.Цуриков в "Известиях высших учебных заведений", т. XXII, № 6, 1979).
Усиление противоречия не всегда приводит к его самоликвидации. Но, усиливая формулировку противоречия, мы получаем возможность лучше увидеть, понять, почувствовать суть конфликта. Это во всех случаях облегчает решение.
А теперь учебная задача.
Задача 19. Необходимо внести в расплав металла порошкообразные немагнитные добавки. Известен способ, по которому порошкообразные добавки вводят с помощью инертного газа. Такой газ-носитель подает порошок к отверстию в донной части ванны. Все хорошо, но есть один недостаток. Газ, "пробулькав" через расплав, уходит и уносит с собой часть порошка. То, что газ уходит, - хорошо. Плохо, что он уносит порошок...
Какова вепольная формула решения: что дано, что должно быть введено?
В чем состоит физическое противоречие?
Как преодолеть это противоречие?
Проверьте свое решение: нужный результат в идеальном случае должен быть получен "без ничего": без малейшего усложнения системы, без расхода энергии, с абсолютной надежностью.
Ждем ваших писем.
Г. АЛЬТШУЛЛЕР, инженер
|
|
|
|
|
Формулы талантливого... (1979, №3) |
|
Вепольный анализ (1979, №4) |
|
Как решать задачи (1979, №5) |
|
Сила знания (1979, №6) |
|
Анализ, формулы... (1979, №10) |
|
Сокровища Флинта (1980, №1) |
|
Парадокс Аэлиты (1980, №2) |
|
Кое-что из практики Карла Великого (1980, №3) |
|
Система стандартов... (1980, №4) |
|
Путь к восточному полюсу (1980, №5) |
|
Уйти от сирен (1980, №6) |
|
Солнечный зайчик воображения (1980, №7) |
|
Следствие ведут знатоки (1980, №7) |
|
Статуи в пустыне (1980, №8) |
|
Столкновение законов (1980, №9) |
|
Как считать бульбы (1980, №11) |
|
Девиз мушкетеров (1980, №12) |
|
Физэффекты - инструменты... (1981, №1) |
|
Феполи могут все (1981, №2) |
|
Бегущая по волнам (1981, №2) |
|
Анатомия конфликта (1981, №3) |
|
Кто есть кто (1981, №4) |
|
Метод ММЧ (1981, №5) |
|
Почему возникают развилки (1981, №6) |
|
Классификация несчастий (1981, №7) |
|
Отталкиваются-притягиваются (1981, №7) |
|
Похвальное слово подсказке (1981, №8) |
|
К вопросу о детском саде (1981, №9) |
|
Есть над чем подумать (1981, №12) |
|
Реквием по МПиО (1982, №1) |
|
Новая модификация АРИЗ (1983, №2) |
|
Комментарий К АРИЗ-82 (1983, №3) |
|
АРИЗ-82: Особенности практического применения (1983, №4) |
|
АРИЗ-82: Как избежать ошибок. (1983, №6) |
|
Атака на ветряки (1983, №7) |
|