© Альтшуллер Г.С., "Техника и наука", 1980, №1 СОКРОВИЩА ФЛИНТА, ИЛИ ВЗГЛЯД НА ТЕХНИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ СКВОЗЬ МАГИЧЕСКИЙ КРИСТАЛЛ ОПЕРАТОРА РВС
Лет десять назад на занятиях по ТРИЗ слушателям предложили такую учебную задачу:
Задача 1. В море на глубине 500 м обнаружен большой (6 м3) и очень прочный деревянный сундук с драгоценностями и золотом - сокровищами Флинта. Сундук на две трети высоты погружен в песок. Для его подъема нужна сила в 100 т. В вашем распоряжении понтон соответствующей грузоподъемности, подводная телекамера. Как прикрепить понтон к сундуку? Водолазы на такой глубине работать не могут. Подводных аппаратов с манипуляторами нет.
За десять лет накопилась любопытная статистика: если эту задачу начинают решать, применяя оператор РВС, процент правильных ответов почти в полтора раза выше, чем в тех случаях, когда задачу решают прямо с аналитической стадии АРИЗ.
Что же такое оператор РВС?
Размышляя над задачей, человек почти всегда начинает "танцевать от печки" - от привычного прототипа, от уже известных технических решений. Это одно из проявлений психологической инерции: нужно придумать нечто принципиально новое, а мысль прикована к знакомой "картинке", стоящей перед мысленным взором.
Однажды мы проделали такой опыт. В аудитории развесили изображения собак: открытки, снимки, вырезки из журналов. Затем слушателям предложили придумать и описать любое фантастическое животное. О собаках преподаватель не сказал ни слова, но из 29 работ 17 оказались привязанными именно к этому прототипу: собака с рыбьим хвостом, собака с крыльями... Могучие взлеты фантазии, не правда ли? В соседней аудитории рисунков не вывешивали, а группа слушателей получила то же задание. Результат: только в одной работе угадывалась "усовершенствованная собака".
Разумеется, уйти от прототипа- это еще не все. Нужно прийти к верному и новому решению. Но все-таки очень важно оторваться от привычного образа устройства, прибора, машины. Для этого и применяют оператор РВС, представляющий собой шесть мысленных экспериментов с условиями задачи. Пусть размеры объекта (чаще всего это изделие, упоминаемое в условиях) стремятся к нулю. Надо представить себе эту картину и ответить на вопросы: как меняется задача, не возникают ли принципиально новые идеи ее решения, нельзя ли эти идеи применить к исходной ситуации?
Предположим теперь, что размеры объекта стремятся к бесконечности, и снова зададим те же вопросы. Аналогичные операции проведем и с двумя другими параметрами: временем действия и допустимой стоимостью решения (отсюда, кстати, и название оператора: Р- размеры, В - время, С - стоимость).
Надо сразу подчеркнуть: оператор РВС не предназначен для получения окончательного ответа. Он должен расшатать, сломать старые представления- и только. Важно расковать мысль для дальнейшего планомерного продвижения к принципиально новому ответу. Далее формулируют ИКР, идеальный конечный результат (это и есть новый образ объекта или системы в целом), выявляют и устраняют физическое противоречие, мешающее приближению к ИКР. И все-таки нередки случаи, когда решение задачи начинает вырисовываться сразу же после отхода от старых представлений.
Сундук Флинта большой. Понтон тоже большой. И психологическая инерция заставляет видеть некий большой механизм, соединяющий сундук с понтоном. Иногда это сверла, вгрызающиеся в крышку сундука. Или огромные когти-захваты. Или приделанное к понтону целое сооружение с дистанционно управляемыми манипуляторами.
|
Предположим, размеры сундука стремятся к нулю: сундук стал похожим на шкатулку... на песчинку... Заметьте: мы меняем только размеры изделия. Требования исходной задачи сохраняются. Песчинку надо как-то прикрепить к понтону, мы ищем соединительное устройство. Ответ очевиден: приклеить или приморозить. Именно так поступают, когда надо прикрепить к столу станка мелкие детали. Идея решения найдена. Предстоит еще кропотливая техническая разработка, но здесь нет принципиальных трудностей. Сухой лед, опущенный на крышку сундука и размещенный внутри понтона, - это стоит недорого. А прочность сцепления образовавшегося льда с деревом такова, что проще сломать дерево, чем оторвать его от льда. К тому же прочностью "ледяного клея" можно повысить, использовав проволочную арматуру. Изящное решение!
|
Для сравнения: недавно в Англии выдан патент № 1446959 на использование термитной смеси в качестве "клея" при подъеме затонувших предметов. Идея вроде бы та же (соединять застывающим расплавом), но раскаленный до 2 000 металл - плохой "клей" для подъема, например, затонувшей исследовательской аппаратуры.
Оператор РВС предназначен для "обработки" задач. Вместе с тем это инструмент для развития творческого мышления. Несколько десятков задач, "пропущенных" через оператор РВС, заметно меняют стиль мышления: увереннее преодолеваются психологические барьеры, обостряется "чутье" на оригинальные идеи, воображение становится гибче, смелее.
А теперь домашнее задание:
Задача 2. Завод выпускает электроприборы. К каждому прибору должен быть приложен пакетик с 15 деталями восьми видов (запчасти, детали крепления). Комплектование ведут вручную (30 с на отбор комплекта). Есть машина с вибробункерами и устройствами для отсчета деталей. Но детали очень маленькие. Чтобы избежать ошибок при отсчете (в счетчиках - щупы и фотоэлементы), приходится снижать темп работы. В результате машина работает медленнее человека. Нужен высокопроизводительный способ комплектования деталей (как потом упаковывать комплекты - вне нашей задачи). Используйте оператор РВС (только первую операцию - уменьшение размеров).
Вот отрывок из одной записи решения этой задачи: "Допустим, деталь стала как спичечная головка... как микроб... как молекула... Если деталь имеет размеры спичечной головки, надо..." Тут грубая ошибка: размеры детали сначала уменьшены (это правильно), но сразу же совершен отход, новая задача не рассмотрена. Видимо, показалось, что с уменьшением размеров детали задача усложняется. Не повторите этой ошибки!
Для решения не требуется узкоспециальных знаний, задача - на тренировку воображения.
Ждем ваших писем.
Г. АЛЬТШУЛЛЕР, инженер
|
|
|
|
|
Формулы талантливого... (1979, №3) |
|
Вепольный анализ (1979, №4) |
|
Как решать задачи (1979, №5) |
|
Сила знания (1979, №6) |
|
Анализ, формулы... (1979, №10) |
|
Сокровища Флинта (1980, №1) |
|
Парадокс Аэлиты (1980, №2) |
|
Кое-что из практики Карла Великого (1980, №3) |
|
Система стандартов... (1980, №4) |
|
Путь к восточному полюсу (1980, №5) |
|
Уйти от сирен (1980, №6) |
|
Солнечный зайчик воображения (1980, №7) |
|
Следствие ведут знатоки (1980, №7) |
|
Статуи в пустыне (1980, №8) |
|
Столкновение законов (1980, №9) |
|
Как считать бульбы (1980, №11) |
|
Девиз мушкетеров (1980, №12) |
|
Физэффекты - инструменты... (1981, №1) |
|
Феполи могут все (1981, №2) |
|
Бегущая по волнам (1981, №2) |
|
Анатомия конфликта (1981, №3) |
|
Кто есть кто (1981, №4) |
|
Метод ММЧ (1981, №5) |
|
Почему возникают развилки (1981, №6) |
|
Классификация несчастий (1981, №7) |
|
Отталкиваются-притягиваются (1981, №7) |
|
Похвальное слово подсказке (1981, №8) |
|
К вопросу о детском саде (1981, №9) |
|
Есть над чем подумать (1981, №12) |
|
Реквием по МПиО (1982, №1) |
|
Новая модификация АРИЗ (1983, №2) |
|
Комментарий К АРИЗ-82 (1983, №3) |
|
АРИЗ-82: Особенности практического применения (1983, №4) |
|
АРИЗ-82: Как избежать ошибок. (1983, №6) |
|
Атака на ветряки (1983, №7) |
|