© Альтшуллер Г.С., журнал «Техника и наука», 1981, № 12. – С.18. ЕСТЬ НАД ЧЕМ ПОДУМАТЬ ИЛИ ПРИГЛАШЕНИЕ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ
Два года «ТиН» из номера в номер печатал «Практикум по ТРИЗ». Мы рассмотрели три десятка самых различных технических задач. К этому надо добавить примерно такое же количество задач в статьях по применению физэффектов. В целом получается курс «Введение в ТРИЗ», и логично завершить этот курс контрольной работой.
Предлагаем три задачи. За правильное решение всех трех задач — пятерка. Две правильно решенные задачи оцениваются четверкой. За одну решенную задачу — тройка. Лучшие работы мы отметим призами — книгами по методологии изобретательства, научной фантастикой. Будут и специальные призы — за оригинальное решение той или иной задачи, за интересный анализ с позиций ТРИЗ.
Итак, контрольная!
Задача К-1. Вот строки из авторского свидетельства: «Способ измерения радиуса отверстий с использованием аттестованного валика, устанавливаемого в отверстие, отличающийся тем, что с целью снижения номенклатуры аттестованных валиков для контроля изделий, имеющих одинаковый номинальный размер, величину измеряемого радиуса определяют по...
Как определяют радиус отверстия по этому способу?
Если в наборе много валиков, измерение идет точно, но медленно. Если же валиков мало, процесс измерения ускоряется, но нет требуемой точности. Это техническое противоречие и надо преодолеть.
Задача К-2. У обычного шлифовального ремня работает только одна сторона. Если выполнить ремень в виде ленты Мёбиуса, рабочая площадь увеличится вдвое (а. с. № 236278). Можно сделать ленту Мёбиуса с треугольным или даже квадратным сечением (а. с. № 324137): рабочая поверхность увеличится, а ширина и длина ремня останутся прежними. В пределе ремень может иметь круглое сечение: рабочая поверхность будет в «пи» раз больше, чем у обычного ремня.
Как увеличить рабочую поверхность шлифовального ремня (не меняя ширины и длины!) в 7—8 раз?
Рекомендуем при решении этой задачи использовать метод ММЧ (моделирование маленькими человечками — см.: «ТиН», 1981, № 5, с. 18). Представьте себе «мёбиусный» ремень, допустим, треугольного сечения. Треугольник заполнен маленькими человечками. Как должны перегруппироваться эти человечки, чтобы задача была решена?
Задача К-3. Эту задачу мы дословно переписали из «Пионерской правды»: «При длительных полетах на состояние космонавтов отрицательно действует однообразие обстановки внутри корабля. Но как ее изменишь, эту обстановку?! Нужны какие-то декоративные материалы, однако они имеют слишком большой вес и объем, да и времени нет у космонавтов на частое переустройство своего жилища. Все должно происходить само собой. Вот если бы стены жилого отсека на десять минут исчезали, создавая иллюзию осеннего леса или морского берега... Подумайте, что тут можно предложить».
Разумеется, всякие сменяющиеся рисунки, проекторы и т. п. не решают задачу. Нужно нечто более интересное и при этом простое, надежное, работающее само по себе. Допустим для определенности, что декоративный эффект надо создать на произвольном по форме участке площади 2 м2. Главные требования: предельная простота устройства в сочетании с оригинальным и сильным эстетическим воздействием. Нужно, чтобы человеку было интересно смотреть на «экран» (на нем не обязательно должны быть лес и море — важно, чтобы результат был тот же).
У задачи К-3 могут быть разные ответы. Мы надеемся, что наши читатели справятся с этой задачей не хуже, чем справились с ней читатели «Пионерской правды».
Срок на контрольную работу — до 15 февраля 1982 г. Просим указывать в письмах точный адрес, фамилию, имя и отчество.
В 1982 г. мы продолжим ознакомление с технологией творчества. А на «зимние каникулы» предлагаем несколько тренировочных задач:
1. Нужен предельно простой прибор для быстрого определения марок стали. Примените при решении этой задачи вепольный анализ, а затем подберите физический эффект.
2. Существуют машины для разрезания древесины: два мощных ножа смыкаются и срезают дерево. Усилие резания велико, порядка 100 —120 т. Чтобы выдержать такое усилие, нож должен иметь значительную толщину. Это приводит к порче древесины — образуются сколы, трещины и т. п. Как быть? Попробуйте решить эту задачу по аналогии с какой-нибудь другой задачей, решение которой рассматривалось в литературе по ТРИЗ.
3. Для исследовательских целей необходимо иметь ювенильные (сверхчистые) поверхности металла. Такие поверхности получают, разрывая стержень — образец исследуемого металла. Однако образовавшиеся поверхности мгновенно перестают быть ювенильными из-за окисления, абсорбции газов и т. п. Применение вакуума задачу не решает: слишком сложно, к тому же при глубоком вакууме остается какое-то количество газа. Как быть?
4. При перевозке сжиженных газов в сосудах Дьюара (особенно крупных) жидкость плещется от толчков. Это приводит к увеличению интенсивности испарения и повышенным потерям. Были предложены конструкции сосудов с различными перегородками и тому подобными «успокоителями качки», но положение существенно не изменилось. Как быть?
5. Для получения бесшовных труб на косовалковом стане цилиндрическую заготовку, нагретую до 700 С, подают на прошивающую ее оправку (стержень). Из-за малейшей неисправности в стане заготовка смещается, стенки получаются разной толщины. Как быть?
Мы готовы рассмотреть ваши записи с решением тренировочных задач.
|
|
|
|
|
Формулы талантливого... (1979, №3) |
|
Вепольный анализ (1979, №4) |
|
Как решать задачи (1979, №5) |
|
Сила знания (1979, №6) |
|
Анализ, формулы... (1979, №10) |
|
Сокровища Флинта (1980, №1) |
|
Парадокс Аэлиты (1980, №2) |
|
Кое-что из практики Карла Великого (1980, №3) |
|
Система стандартов... (1980, №4) |
|
Путь к восточному полюсу (1980, №5) |
|
Уйти от сирен (1980, №6) |
|
Солнечный зайчик воображения (1980, №7) |
|
Следствие ведут знатоки (1980, №7) |
|
Статуи в пустыне (1980, №8) |
|
Столкновение законов (1980, №9) |
|
Как считать бульбы (1980, №11) |
|
Девиз мушкетеров (1980, №12) |
|
Физэффекты - инструменты... (1981, №1) |
|
Феполи могут все (1981, №2) |
|
Бегущая по волнам (1981, №2) |
|
Анатомия конфликта (1981, №3) |
|
Кто есть кто (1981, №4) |
|
Метод ММЧ (1981, №5) |
|
Почему возникают развилки (1981, №6) |
|
Классификация несчастий (1981, №7) |
|
Отталкиваются-притягиваются (1981, №7) |
|
Похвальное слово подсказке (1981, №8) |
|
К вопросу о детском саде (1981, №9) |
|
Есть над чем подумать (1981, №12) |
|
Реквием по МПиО (1982, №1) |
|
Новая модификация АРИЗ (1983, №2) |
|
Комментарий К АРИЗ-82 (1983, №3) |
|
АРИЗ-82: Особенности практического применения (1983, №4) |
|
АРИЗ-82: Как избежать ошибок. (1983, №6) |
|
Атака на ветряки (1983, №7) |
|