© Альтшуллер Г.С., Журнал "Техника и наука", 1980, №3 КОЕ-ЧТО ИЗ ПРАКТИКИ КАРЛА ВЕЛИКОГО ИЛИ ПРИМЕНЕНИЕ СТАНДАРТНЫХ ПРИЕМОВ ПРИ РЕШЕНИИ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ
О Карле Великом чуть ниже, а пока о помидорах.
Задача 7. Из заметки в техническом журнале: "Обычно зрелые, красные плоды имеют больший, удельный вес, чем незрелые. В ряде случаев их удельный вес больше 1 г/см3. Тогда можно применить сортировку в воде - красные тонут, а зеленые всплывают. Это применяется на разработанном в Советском Союзе сортировальном пункте для томатов. Но удельный вес томатов даже для одного и того же сорта меняется в зависимости от агротехники возделывания и погодных условий. Хотя удельный вес у красных плодов остается большим, чем у зеленых, но все же не достигает 1 г/см3, и в воде всплывают все томаты. "Удобнее всего было бы разделять томаты в жидкости весом 0,99 г/см3. Но такая жидкость, удовлетворяющая к тому же еще и требованиям пищевой промышленности, пока не найдена". Как быть?
Вернемся теперь к Карлу Великому. В 800 г. происходила его коронация. По ритуалу (можно сказать, по условиям задачи) корону должен был возложить на Карла римский папа. С другой стороны, было совершенно недопустимо, чтобы корону возлагал папа, ибо получалось, что папа выше императора: сам дал корону, сам может ее когда-нибудь отнять.
Явление, хорошо нам знакомое: для решения задачи надо преодолеть ФП, (физическое противоречие). И Карл разделил противоречивые требования в пространстве и во времени. Когда папа протянул корону, Карл, не дожидаясь, пока корона будет возложена ему на голову, перехватил корону на полдороге и надел ее своими руками! Тысячу лет спустя аналогичная проблема возникла при коронации Наполеона. Однако Наполеон уже знал, как поступать в таких случаях: он повторил трюк Карла Великого.
Читателям вряд ли предстоит коронация, для нас полезен лишь методологический вывод из опыта коронованных персон: сходные ФП следует устранять сходными приемами. Анализ задачи до ФП уже сам по себе - половина решения. Но порой ФП не сдается, и вот тут очень важно, что существуют и могут быть применены типовые приемы его преодоления.
Задача 7 сформулирована как будто вполне логично: вода не обладает требуемым свойством, необходима какая-то другая жидкость, будем ее искать. Но ведь поиски уже велись и оказались безуспешными! Очень характерная ситуация. Специалисты, решая задачу обычными путями, обходят противоречия и оказываются в тупике. Предлагая задачу "широкой публике", специалисты невольно ставят ее в тупиковой форме. Шансы решить такую задачу невелики.
Поступим иначе. Не будем искать неведомую жидкость. Пусть обычная вода (это было бы идеальным решением) приобретет нужное нам свойство. Сразу возникает ФП: вода должна иметь плотность 1 г/см3, ибо такова ее природа, и вода должна иметь плотность 0,99 г/см3- таково требование задачи. Если не отступить перед кажущейся невозможностью совмещения этих требований и спокойно рассмотреть ФП, нетрудно заметить: воду можно нагреть (правда, при этом помидоры сварятся), воду можно газировать (но пузырьки облепят и потащат вверх все помидоры- зрелые и незрелые).
И вот тут на помощь приходят стандарты - особо сильные сочетания приемов и физэффектов, гарантирующие успешное решение своего класса задач. Пропустим сквозь слегка подсоленную воду электрический ток, а ванну поместим в магнитное поле. Появилась возможность управлять кажущейся плотностью воды, повышать ее или уменьшать. Истинная плотность (масса вещества в единице объема) не меняется. Но помидоры будут "чувствовать себя" так, словно вода, в которой они находятся, стала легче или тяжелее.
Нестандартные решения (нагреть или газировать воду, смешать с чем-то и т. д.) выполняют только одно требование ФП: вода становится легче (меняется ее истинная плотность), но, увы, она перестает быть той простой и холодной водой, которая нужна помидорам. Стандарт показывает путь к удовлетворению взаимопротиворечивых требований ФП: вода одновременно имеет две разные плотности - истинную и кажущуюся.
Здесь наглядно проявляется универсальность идеи решения. Вспомните задачу 16 из очерка "Как решать задачи" ("ТиН", 1979, № 5). Для очистки расплавленной стали желательно использовать тяжелый шлак, но он распределяется по всему объему стали и после очистки трудно его собрать. Легкий шлак можно собрать без затруднений, но он плохо очищает сталь. Теперь, когда мы знаем стандарт 12 (таков его номер в информационном фонде АРИЗ-77), решение очевидно: нужно использовать тяжелый шлак, а после окончания очистки увеличить кажущуюся плотность стали, чтобы тяжелый шлак всплыл. Решение идеальное, поскольку магнитная система уже есть (ее используют для перемешивания расплава).
Анализ писем, пришедших в редакцию, показал: задачу осилили только те, кто знает АРИЗ и стандарты. Среди присланных записей хотелось бы особенно отметить отличные работы В. Полиновского (г. Истра), А. Шестаковой (г. Рыбинск), А. Писаренко (г. Харьков), М. Беспалова (г. Волжский).
В технике широко распространены различные поплавковые устройства. Многие из них могут быть принципиально улучшены, если использовать стандарт 12. Однако этот стандарт отнюдь не ограничивается идеей управления плотностью жидкости. Взяв в качестве жидкости взвесь ферромагнитных частиц в воде или диэлектрических частиц в толуоле, можно управлять вязкостью. Можно менять оптические свойства жидкости. Возбуждать и гасить колебания. Вообще управлять свойствами и поведением жидкости с помощью электромагнитного поля. Или наоборот - контролировать параметры поля по его действию на жидкость или на находящуюся в ней часть прибора. Это характерно для всех стандартов: каждый из них охватывает большую группу разнообразных задач.
Задача 8. Предложите новое устройство или способ, использовав для этого стандарт 12. За основу можно взять какое-либо поплавковое устройство или же устройство с перемещением жидкости. Можно вообще предложить нечто принципиально новое, разместив нежидкое устройство в жидкости, свойствами которой управляют в духе стандарта 12.
В новом АРИЗ-80 число стандартов значительно увеличено, а главное - стандарты приведены в стройную систему. Об этом мы расскажем в одном из ближайших выпусков "Практикума".
А пока домашнее задание: надо решить задачу 8.
Ждем ваших писем.
Г. АЛЬТШУЛЛЕР г. Баку
|
|
|
|
|
Формулы талантливого... (1979, №3) |
|
Вепольный анализ (1979, №4) |
|
Как решать задачи (1979, №5) |
|
Сила знания (1979, №6) |
|
Анализ, формулы... (1979, №10) |
|
Сокровища Флинта (1980, №1) |
|
Парадокс Аэлиты (1980, №2) |
|
Кое-что из практики Карла Великого (1980, №3) |
|
Система стандартов... (1980, №4) |
|
Путь к восточному полюсу (1980, №5) |
|
Уйти от сирен (1980, №6) |
|
Солнечный зайчик воображения (1980, №7) |
|
Следствие ведут знатоки (1980, №7) |
|
Статуи в пустыне (1980, №8) |
|
Столкновение законов (1980, №9) |
|
Как считать бульбы (1980, №11) |
|
Девиз мушкетеров (1980, №12) |
|
Физэффекты - инструменты... (1981, №1) |
|
Феполи могут все (1981, №2) |
|
Бегущая по волнам (1981, №2) |
|
Анатомия конфликта (1981, №3) |
|
Кто есть кто (1981, №4) |
|
Метод ММЧ (1981, №5) |
|
Почему возникают развилки (1981, №6) |
|
Классификация несчастий (1981, №7) |
|
Отталкиваются-притягиваются (1981, №7) |
|
Похвальное слово подсказке (1981, №8) |
|
К вопросу о детском саде (1981, №9) |
|
Есть над чем подумать (1981, №12) |
|
Реквием по МПиО (1982, №1) |
|
Новая модификация АРИЗ (1983, №2) |
|
Комментарий К АРИЗ-82 (1983, №3) |
|
АРИЗ-82: Особенности практического применения (1983, №4) |
|
АРИЗ-82: Как избежать ошибок. (1983, №6) |
|
Атака на ветряки (1983, №7) |
|