© Альтшуллер Г.С., "Техника и наука", 1980, №4 СИСТЕМА СТАНДАРТОВ ИЛИ ПРАВИЛА НЕТРИВИАЛЬНОГО РЕШЕНИЯ НЕТРИВИАЛЬНЫХ ЗАДАЧ
Начнем с задачи.
Задача 9. В центрифуге в течение длительного времени (несколько дней) идут химические реакции. Необходимо поддерживать температуру в 240°С. Для этого используют электромагнитное поле - оно нагревает расположенный внутри центрифуги ферромагнитный диск. В ходе реакций то выделяется, то поглощается энергия. Чтобы выдержать заданную температуру, надо регулировать мощность электромагнитного поля, а для этого необходимо знать, какова температура внутри центрифуги. Ваше предложение?
Эксперименты с этой задачей велись три года (потом задача была "разглашена"), накопилась любопытная статистика. До обучения ТРИЗ: из 382 человек правильно решили задачу только 8, среднее время на решение - полтора часа. После обучения: из 122 человек все 122 практически мгновенно (в процессе ознакомления с условиями) дали правильный ответ. Помогли простые правила:
1. Если дана задача на измерение, желательно использовать обходной путь - перейти к задаче на изменение системы (поставить вопрос: "Как изменить систему, чтобы отпала необходимость в измерении?").
2. Если дана задача на регулирование состояния вещества, желательно усложнить задачу, дополнительно потребовав, чтобы это регулирование происходило само по себе - за счет использования обратимых физических превращений, например, фазовых переходов, ионизации-рекомбинации и т. д.
3. Если дана задача на обеспечение оптимального режима действия, а обеспечить его трудно или невозможно, желательно идти обходным путем: установить максимальный режим, а избыток действия убрать.
Задача 9 - типичная задача на измерение. Переведем ее, следуя правилу 1, в задачу на изменение: надо так изменить нагревательный диск, чтобы он сам - без всяких измерений, без всякого контроля - поддерживал нужную температуру. Воспользуемся далее правилом 2; вещество нагревательного диска должно само "отключаться" от приема энергии при нагреве и само "включаться" при переохлаждении. Ответ очевиден. Необходимо выполнить нагревательный диск из материала с точкой Кюри в 200о. Остается учесть правило 3 и уточнить ответ. Мощность электромагнитного поля должна быть избыточной (на случай, если реакция идет с поглощением тепла), диск сам отберет нужную часть энергии и не нагреется выше 200 градусов.
Еще немного статистики. Из 382 человек 362 решали задачу именно на измерение. Все схемы получались громоздкими и ненадежными, многие схемы вообще оказались неверными: контроль за температурой мешал вращению центрифуги. 20 человек изменили задачу, стихийно действуя по правилу 1. Но только 8 из них пришли к идее использования перехода через точку Кюри...
Представьте теперь, что вам предлагают другую задачу.
Задача 10. Нужен паяльник, в котором автоматически поддерживалась бы определенная температура.
Можно с уверенностью утверждать, что, не дочитав условий задачи, вы уже будете знать ответ: индукционный нагрев плюс наконечник паяльника, выполненный из вещества с заданной точкой Кюри.
Правила, которые помогли решить задачи 9 и 10, взяты из так называемых стандартов. Кое-что о стандартах мы уже говорили (см. "ТиН", 1979, № 6). Это - сочетания, комплексы приемов (или приемов и физэффектов), дающие сильные решения для определенных классов задач. Пример стандарта: рабочие органы системы, развиваясь, закономерно переходят с макроуровня на микроуровень.
Продолжая знакомство со стандартами, прежде всего отметим, что каждый стандарт охватывает широкий класс задач. Поэтому хорошее владение 20- 30 стандартами дает возможность решать значительную часть встречающихся в практике задач.
Стандартная задача - не значит простая задача. Задача становится стандартной в зависимости от того, известны ли соответствующие законы развития технических систем. Некоторые сравнительно простые задачи до сих пор не поддаются стандартизации, их приходится "перемалывать" по АРИЗ, продвигаясь шаг за шагом. И наоборот: есть сложные задачи, которые легко решаются по стандартам.
Надо подчеркнуть, что стандарты указывают "хитрые", обходные подходы к задачам. В этом есть нечто парадоксальное; решение идет по правилам... неправильного (т. е. нетривиального) мышления.
Задача 11. Возьмем в качестве прототипа паяльник с наконечником, имеющим определенную точку Кюри. Нужно усовершенствовать паяльник.
Из 19 инженеров, которым была предложена эта задача, 7 просто отказались ее решать: "Формулировка неверная, неизвестно, что требуется..." 9 человек не пошли дальше туманных высказываний: "Наверное, надо уменьшить вес... или расход энергии... может быть, компоновку или внешний вид?.. Хорошо бы посмотреть паяльник в натуре..." 3 человека предложили использовать наборы сменных наконечников с разными точками Кюри. Идея небогатая: 30 или 50 сменных наконечников - это громоздко.
Из 16 инженеров, знающих стандарты, задачу правильно решили все 16... Статистика, конечно, небольшая, она отражает лишь качественную сторону дела. Но читатели могут сами продолжить опыты с задачей 11: всегда полезно проверить то или иное утверждение. Предложите задачу 11 своим коллегам, не читавшим "Практикум".
Стандарты начали применяться лет 5-6 назад. До этого все задачи приходилось решать путем постепенного анализа по АРИЗ. Помогая решать конкретные задачи, АРИЗ давал и другую продукцию: постепенно накапливались сведения о типах задач. Оказалось, что внешне совершенно непохожие задачи, относящиеся к различным отраслям техники, в некоторых случаях имеют удивительно сходные решения. Появилась возможность выделить несколько типов задач и указать соответствующие этим типам решения. Так возникли первые стандарты. Их число быстро увеличивалось. Изучение законов развития технических систем, исследование приемов, вепольный анализ - все эти разделы ТРИЗ тоже вели к выделению новых стандартов. В современной ТРИЗ стандарты играют важную роль: решение любой задачи должно начинаться с применения стандартов. И только в тех случаях, когда задача оказывается нестандартной, приходится вести индивидуальную "обработку" по АРИЗ.
Описание каждого стандарта - это 10-15 страниц текста: формула стандарта, подробные обоснования и пояснения, примеры, частные случаи и примеры к частным случаям, задачи... Тексты стандартов пока издавались в виде препринтов - небольшими тиражами для применения на занятиях по ТРИЗ в школах технического творчества. Здесь, в рамках "Практикума", нет возможности привести тексты стандартов. Но мы рассмотрим систему, образуемую стандартами, и дадим представление хотя бы о некоторых из них.
Стандарты делятся на три класса:
1) стандарты на изменение систем;
2) стандарты на обнаружение и измерение систем;
3) стандарты на применение стандартов.
Разграничение измерительных и "изменительных" задач обусловлено разным характером противоречий, возникающих в процессе их решения. В задачах на измерение, как правило, противоречие связано с тем, что измерение вызывает недопустимые изменения системы. Если запрета на изменение системы нет, задача переводится в "изменительную": необходимость в измерениях отпадает или же измерения резко упрощаются.
Задача 12. Изделия из керамики выполнены в виде сосудов со стенками неправильной формы и переменной толщины (рис. 1). Как измерить толщину стенок? Разрушать, изменять изделия нельзя.
Не будь такого запрета, задача решалась бы без всяких трудностей. Срезали дно - и можно легко проводить измерения. Или: в сырье введен ферромагнитный порошок, стенки изделия становятся магнитными, толщину можно измерять снаружи. Однако все эти изменения запрещены условиями- задача сугубо измерительная...
Рис. 1
|
Рис. 2
|
Класс "Стандарты на изменение систем" включает шесть подклассов:
1. Синтез простых вепольных систем.
2. Преобразование простых вепольных систем.
3. Синтез сложных вепольных систем.
4. Переход к фепольным системам.
5. Разрушение вепольных и фепольных систем.
6. Переход к принципиально новым системам.
Подклассы (и стандарты внутри подклассов) расположены в том порядке, в котором исторически развиваются системы. Поэтому при решении задач нет необходимости наугад перебирать стандарты.
Возьмем, например, задачу 11. Дана вепольная система: электромагнитное поле и два вещества (наконечник паяльника и припой). Обратимся к стандартам второго подкласса. Первый из них гласит: эффективность вепольной системы может быть повышена путем увеличения степени дисперсности (дробления) вещества, играющего роль инструмента. Последуем этому совету, превратим наконечник паяльника в порошок. Добавим этот порошок в припой. Получится припой, плавящийся в электромагнитном поле. Такая вещь есть, придумали ее несколько дет назад (частицы железа повышают прочность припоя - в этом суть новшества). Но у нас кое-что сверх известного: мы вводим в припой частицы с определенной точкой Кюри, это позволит эффективнее управлять процессом пайки.
Следующий стандарт. Смысл его таков: системы с фиксированными характеристиками неизбежно вытесняются системами с характеристиками, которыми можно управлять. Стандарт сразу проясняет задачу 11: нужно научиться изменять точку Кюри наконечника паяльника, причем это должно быть достигнуто за счет обратимых изменений вещества самого наконечника.
В тексте стандарта есть пример: изменение точки Кюри в зависимости от механических напряжений. Создать напряжение в наконечнике нетрудно, возможны простые механические устройства. Новизна и полезность четко видны, а ведь решение "выдано" стандартом, правилом...
Применять стандарты легко, для того они, собственно, и созданы. Но выявление новых стандартов требует большой работы. Обнаружить факт перехода от "жестких" систем к системам "динамичным" сравнительно несложно. Вспомним хотя бы убирающиеся шасси самолета, появление летательных аппаратов с меняющейся геометрией крыла... Однако, чтобы "динамизация" могла быть положена в основу стандарта, нужно исследовать многие тысячи патентов и авторских свидетельств - до тех пор, пока не станет ясно, что "динамизация" является закономерным этапом в жизни каждой технической системы.
Kлacc "Стандарты на измерение систем" по структуре похож на класс "изменительных" стандартов: синтез простых веполей, их преобразование, переход к сложным веполям и т. д. Но есть и чисто "измерительный" подкласс "Обходные пути решения". Один из стандартов этого подкласса нам уже знаком: задачу на измерение, если нет прямого и обоснованного запрета, целесообразно перевести в задачу нa изменение.
Вернемся к задаче 12. Стандарт, относящийся к этой задаче, звучит так: "Если нужно произвести измерения в вепольной системе, следует применить поле, проходящее сквозь систему и выносящее информацию о ее состоянии". Действительно, электрическое сопротивление стенок пропорционально их толщине. Но вот проблема: для измерения сопротивления надо установить внутренний электрод точно над внешним. А как это сделать? Стандарт не срабатывает... Но обратите внимание: в стандарте речь идет о вепольной системе, а у нас система невепольная. Даны одно вещество (сосуд) и поле. Для перехода к вепольной системе нужно ввести второе вещество, причем теперь ясно, в чем его функция, - оно должно доставлять ток к любой точке на внутренней поверхности сосуда. Техническое решение показано на рис. 2. Электропроводная жидкость, залитая внутрь сосуда, обладает пренебрежимо малым сопротивлением по сравнению с сопротивлением стенок сосуда. Омметр показывает сопротивление в точке, к которой приложен внешний электрод, а это сопротивление пропорционально толщине стенок в данном месте.
Несколько слов о третьем классе стандартов. Многие стандарты двух первых классов связаны с вепольными преобразованиями. Эти преобразования подчас вступают в конфликт с условиями задачи: нужно, например, ввести вещество, а условия задачи это запрещают. Или нужно ввести большое количество вещества, а это громоздко, сложно, дорого. Здесь тоже есть свои "хитрости" - соответствующие стандарты. Об одном из них (как вводить вещество, когда вводить его нельзя) мы говорили в "ТиН" № 4 за прошлый год.
Система стандартов пополняется и совершенствуется. Проходят испытания нескольких десятков "кандидатов в стандарты", в том числе и необычный стандарт на решение... нерешенных задач. Представьте себе, что вам предложили задачу, которая на нынешнем этапе развития науки и техники действительно не может быть решена. Анализ патентных материалов показывает, что и в этих, казалось бы, безнадежных случаях есть "хитрые" обходные пути... Об этом мы еще расскажем.
А пока предлагаем вполне решаемую задачу:
Задача 13. В авторском свидетельстве N° 193349 описано устройство для ввода сыпучих материалов в горизонтальный трубопровод (рис. 3). Под бункером установлена площадка.
|
Ее высоту подбирают так, чтобы угол откоса материала не позволял порошку высыпаться за пределы площадки. Благодаря этому в поток воздуха поступает ровно столько порошка, сколько поток может унести, предотвращается образование пробок. Спрогнозируйте дальнейшее развитие этой системы: какие изобретения должны появиться? На чем основан ваш прогноз?
|
Ждем ваших писем.
Г. АЛЬТШУЛЛЕР, инженер г. Баку
|
|
|
|
|
Формулы талантливого... (1979, №3) |
|
Вепольный анализ (1979, №4) |
|
Как решать задачи (1979, №5) |
|
Сила знания (1979, №6) |
|
Анализ, формулы... (1979, №10) |
|
Сокровища Флинта (1980, №1) |
|
Парадокс Аэлиты (1980, №2) |
|
Кое-что из практики Карла Великого (1980, №3) |
|
Система стандартов... (1980, №4) |
|
Путь к восточному полюсу (1980, №5) |
|
Уйти от сирен (1980, №6) |
|
Солнечный зайчик воображения (1980, №7) |
|
Следствие ведут знатоки (1980, №7) |
|
Статуи в пустыне (1980, №8) |
|
Столкновение законов (1980, №9) |
|
Как считать бульбы (1980, №11) |
|
Девиз мушкетеров (1980, №12) |
|
Физэффекты - инструменты... (1981, №1) |
|
Феполи могут все (1981, №2) |
|
Бегущая по волнам (1981, №2) |
|
Анатомия конфликта (1981, №3) |
|
Кто есть кто (1981, №4) |
|
Метод ММЧ (1981, №5) |
|
Почему возникают развилки (1981, №6) |
|
Классификация несчастий (1981, №7) |
|
Отталкиваются-притягиваются (1981, №7) |
|
Похвальное слово подсказке (1981, №8) |
|
К вопросу о детском саде (1981, №9) |
|
Есть над чем подумать (1981, №12) |
|
Реквием по МПиО (1982, №1) |
|
Новая модификация АРИЗ (1983, №2) |
|
Комментарий К АРИЗ-82 (1983, №3) |
|
АРИЗ-82: Особенности практического применения (1983, №4) |
|
АРИЗ-82: Как избежать ошибок. (1983, №6) |
|
Атака на ветряки (1983, №7) |
|