© Альтшуллер Г.С., "Техника и наука", 1983, № 3. – С. 13-14.
КОММЕНТАРИЙ К АРИЗ-82
АРИЗ-77 И АРИЗ-82
В АРИЗ-82 сохранена основная линия обработки задачи, присущая АРИЗ-77: исходная ситуация — мини-задача — модель задачи — изменяемый элемент — оперативная зона (т. е. часть изменяемого элемента). Вместе с тем в АРИЗ-82 немало нового. АРИЗ-77 появился, когда в ТРИЗ только входили вепольный анализ и стандарты. Не было четкого разделения функций между АРИЗ-77 и этими новыми разделами ТРИЗ. Теперь такое разделение есть. Основная идея вепольного анализа: неполный веполь должен быть достроен до полного. Эффективнее всего это правило действует, если по условиям задачи дан один элемент. Поэтому, применяя вепольный анализ, следует стремиться разными приемами (в том числе искусственными) свести задачу к схеме "дан один элемент". В основе АРИЗ — анализ конфликта между двумя элементами. Применяя АРИЗ, необходимо разными приемами (в том числе искусственными) сводить задачу к схеме "даны два конфликтующих элемента". Главная особенность АРИЗ-82 — по сравнению с АРИЗ-77 — состоит в усилении и углублении анализа конфликта в модели задачи: конфликт теперь прослеживается значительно точнее и глубже.
К шагу 2.1. Процесс решения начинается с перехода к мини-задаче. Отсюда иногда возникает неверное представление о том, что АРИЗ не может дать принципиально нового решения ("все остается без изменений!"). Между тем исходная система сохраняется только до выявления физического противоречия (ФП). Устранение ФП может привести к новым физическим и техническим принципам.
К шагу 2.2. В большинстве случаев из условий задачи ясно, что считать изделием и инструментом. Например, в задаче об увеличении скорости ледокола инструментом является ледокол, изделием — лед. Трудности возникают главным образом из-за того, что упоминаемые в задаче "инструмент" и "изделие" не всегда совпадают с тем, что принято обычно называть этими словами. Так, при решении задачи о борьбе с охлаждением шлака ("ТиН", 1979, № 5, с. 26—28) часто не рассматривают холодный воздух как инструмент, обрабатывающий горячий шлак, ошибочно полагая, что инструмент — только то, что действует положительно, полезно. В задаче об измерении диаметра шлифовального круга ("ТиН", 1980, № 7, с. 29) иногда круг относят к инструментам, хотя по условиям данной задачи — это изделие, которое надо измерить.
К шагу 2.4. Если шаги 2.2 и 2.3 выполнены правильно, шаг 2.4 не вызывает никаких затруднений: модель задачи образуется при сложении формулировок 2.2 и 2.3. При возникновении затруднений надо вернуться к 2.2.
К шагу 3.1. Икс-элемент всегда хорошо поддается изменениям. Он не задан заранее, его всегда можно считать легкоизменяющимся.
К шагу 3.2. В АРИЗ-77 была одна эталонная формулировка ИКР. Теперь их две — для пары "инструмент — изделие" и для пары "икс-элемент — изделие". Идеальность первой пары достигается тем, что имеющийся инструмент сам выполняет то, что требуется. Во второй паре уже введен новый элемент, слово "сам" здесь неуместно (не "сам", а "с помощью введенного элемента"). Тут иной критерий идеальности: система усложнена, но в идеале это усложнение невелико и окупается новым полезным эффектом.
К шагу 3.3. Очень важное значение имеют примечания 11 — 14. Психологическая инерция часто создает представление, что оперативная зона находится вне изделия. Это более или менее справедливо, когда инструмент состоит из твердого недисперсного вещества. Если нее инструмент оказывается полем или мелкодисперсным веществом, работающим совместно с полем, то оперативная зона — полностью или частично — может находиться внутри изделия.
К шагу 3.4. АРИЗ-82 включает две проверки: на 3.4 и на 3.8. Оба раза необходимо вернуться назад, тщательно проверить и уточнить логику анализа.
К шагам 3.5 — 3.8. В АРИЗ-77 самым слабым местом, пожалуй, был разрыв между ФП и средствами преодоления ФП. АРИЗ-82 "наводит мосты" в этой части решения. Раньше формулировка ФП вырабатывалась двумя шагами. В АРИЗ-82 для этого используются четыре шага: шаг 3.5 — подготовительный, шаги 3.6 и 3.7 — "монтажные", шаг 3.8 — контрольный.
Введение шага 3.7 существенно облегчает решение задач, если их ответ — переход на микроуровень и (или) использование физических эффектов. Многие задачи, требующие преобразований на макроуровне, тоже легче решаются благодаря шагу 3.7: "взгляд вглубь" позволяет легче понять ФП.
К 4-й части АРИЗ-82 Шаг 4.3. предусматривает применение "Указателя физэффектов". Главы "Указателя" печатались в "ТиН" 1981—1982 гг. Предполагается такого рода публикации продолжить. Сейчас ведется работа над другими указателями — по использованию химических и геометрических эффектов.
Исключительно важен впервые введенный в АРИЗ шаг 4.5. Полученный ответ, пока он еще "свеж" и не "окостенел", должен быть максимально развит. Новый эффект достигается обычно не бесплатно, за него приходится платить введением в систему веществ и полей. Необходимо сразу же уменьшить эту плату, используя "по совместительству" поля и вещества, уже имеющиеся в системе.
О решении задач АРИЗ направляет, но не заменяет мышление. Между тем наиболее типичная ошибка при использовании АРИЗ — стремление полностью переложить работу на алгоритм. Предыдущие модификации АРИЗ не были защищены от неправильного применения. Теперь текст АРИЗ включает систему правил и контрольные шаги. Практика применения АРИЗ-82 показывает: поверхностные "отписки" и грубые ошибки сразу выявляются при контроле, особенно на шаге 3.8. АРИЗ-82 — инструмент тонкий, требующий вдумчивого применения.
Работая с АРИЗ, ни в коем случае нельзя спешить. Каждый шаг должен быть сделан с учетом всех правил и примечаний. В процессе решения исходная формулировка задачи подвергается неожиданным, парадоксальным изменениям. Не надо бояться "странностей"! Они ведут к новым, оригинальным идеям.
Правильному применению АРИЗ необходимо учиться. Должно быть тщательно проанализировано несколько десятков учебных задач — только после этого можно переходить к решению производственных задач.
АРИЗ совершенствуется Пока в АРИЗ-82 сохранились без изменений части 1, 5, 6 и 7 — они такие же, как в АРИЗ-77. Но работа над АРИЗ-82 продолжается. В 1983 г. наш журнал расскажет о перестроенной первой части АРИЗ.
|
|
|
|
|
Формулы талантливого... (1979, №3) |
|
Вепольный анализ (1979, №4) |
|
Как решать задачи (1979, №5) |
|
Сила знания (1979, №6) |
|
Анализ, формулы... (1979, №10) |
|
Сокровища Флинта (1980, №1) |
|
Парадокс Аэлиты (1980, №2) |
|
Кое-что из практики Карла Великого (1980, №3) |
|
Система стандартов... (1980, №4) |
|
Путь к восточному полюсу (1980, №5) |
|
Уйти от сирен (1980, №6) |
|
Солнечный зайчик воображения (1980, №7) |
|
Следствие ведут знатоки (1980, №7) |
|
Статуи в пустыне (1980, №8) |
|
Столкновение законов (1980, №9) |
|
Как считать бульбы (1980, №11) |
|
Девиз мушкетеров (1980, №12) |
|
Физэффекты - инструменты... (1981, №1) |
|
Феполи могут все (1981, №2) |
|
Бегущая по волнам (1981, №2) |
|
Анатомия конфликта (1981, №3) |
|
Кто есть кто (1981, №4) |
|
Метод ММЧ (1981, №5) |
|
Почему возникают развилки (1981, №6) |
|
Классификация несчастий (1981, №7) |
|
Отталкиваются-притягиваются (1981, №7) |
|
Похвальное слово подсказке (1981, №8) |
|
К вопросу о детском саде (1981, №9) |
|
Есть над чем подумать (1981, №12) |
|
Реквием по МПиО (1982, №1) |
|
Новая модификация АРИЗ (1983, №2) |
|
Комментарий К АРИЗ-82 (1983, №3) |
|
АРИЗ-82: Особенности практического применения (1983, №4) |
|
АРИЗ-82: Как избежать ошибок. (1983, №6) |
|
Атака на ветряки (1983, №7) |
|