© Альтшуллер Г.С., Журнал "Техника и наука", 1981, №7. – С.19.
КЛАССИФИКАЦИЯ НЕСЧАСТИЙ, ИЛИ ТИПИЧНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ В МОДЕЛЯХ ЗАДАЧ
"Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему". Социологи, однако, не согласны с классиком и утверждают, что семейные неурядицы хорошо поддаются типизации. Изобретательские задачи подобны несчастливым семьям - они связаны с системами, в которых полыхают конфликты. Разобраться в условиях задачи (по ТРИЗ: построить модель задачи) значит выделить конфликтную пару элементов и указать суть конфликта (техническое противоречие). Здесь, судя по письмам, приходящим в редакцию, часто возникают затруднения. "Не могу решить задачу о катке и грядке ("ТиН", 1980, №12, с. 18), - пишет читатель К. из Свердловска. - Мне кажется, что нет противоречия. Просто мы не знаем, как должен быть устроен каток, чтобы соответствовать меняющемуся профилю грядки".
Бывают явные конфликты. Две части системы открыто противоборствуют: улучшить одну часть (одно свойство), ухудшится другая часть (другое свойство). Или: одна часть действует на другую, а та оказывает противодействие... Чаще приходится иметь дело с конфликтами не столь явно выраженными. Понятие "конфликт" в ТРИЗ вообще не сводится к прямой конфронтации: "несчастья" в системах бывают разные. Вместе с тем нельзя сказать, что "каждая задача несчастлива по-своему" - существуют типичные конфликты. Они показаны в таблице.
Внимательно рассмотрите таблицу. Знакомство с основными видами конфликтов поможет вам увереннее строить модели задач. А правильно построенная модель - это 3/4 решения, не меньше...
Задача 28. Определите, к какому виду относятся конфликты в задачах из предыдущих выпусков "Практикума": 5 ("ТиН", 1980, № 2), 10 ("ТиН", 1980, № 4), 18 ("ТиН", 1980, № 7), 20 ("ТиН", 1980, № 9), 26 ("ТиН", 1981, № 3).
Задача 29. При горячей прокатке металла надо подавать жидкую смазку в зону деформации металла - туда, где вал соприкасается с металлом. Существует множество систем подачи: самотеком, с помощью разного рода "кистей", под напором изнутри вала и т. д. Все эти системы плохи: смазка разбрызгивается, поступает неравномерно, нет возможности устанавливать нужный режим смазки.
1. Какой тип конфликта в этой задаче?
2. Предложите схему устранения конфликта с помощью метода "моделирования маленькими человечками".
3. Перейдите от "маленьких человечков" к техническому решению, затем проверьте, устранен ли конфликт?
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ КОНФЛИКТОВ В МОДЕЛЯХ ЗАДАЧ
1. Задача об отделении опалубки после затвердевания бетона ("ТиН", 1981, №5). Противодействие. А действует на Б полезно (сплошная стрелка), но при этом постоянно или на отдельных этапах возникает обратное вредное действие (волнистая стрелка).
2. Задача о подаче порошка в металл ("ТиН",1980, № 8) Сопряженное действие. Полезное действие А и Б сопровождается (или сменяется) вредным.
3. Задача о "Бегущей по волнам" ("ТиН", 1981, № 2). Сопряженное действие. Полезное действие на одну часть Б сопровождается вредным действием на другую часть.
4. Задача о получении высокого давления ("ТиН", 1979, № 6). Бездействие. А не действует на Б или действует слабо (пунктирная стрелка). Иногда А вообще не дано: нужно изменить Б, а каким именно способом - неизвестно.
5. Задача об измерении диаметра шлифовального круга ("ТиН", 1980, №7). Перекрестное действие. Одно полезное действие несовместимо с другим. Например, работа и измерение.
6. Задача о паяльнике ("ТиН", 1980, № 4). Сопряженное действие. Полезное действие А и Б сопровождается вредным действием на само А, в частности, необходимостью усложнения А.
7. Задача об обнаружении отверстий в агрегате холодильника ("ТиН", 1979, №4). "Безмолвие". Нет информации (волнистая пунктирная стрелка) об А, Б или о взаимодействии А и Б.
8. Задача о сливе стали из ковша ("ТиН", 1979, № 10). Неполное действие. А действует на Б однозначно, а нужно разное действие А на Б (в частности, разное действие в разное время и разное действие на разные части Б).
9. Задача о борьбе с охлаждением шлака ("ТиН", 1979, №5). Вредное действие. А вредно действует на Б (действия вообще не должно быть).
10. Задача об испытаниях кубиков ("ТиН", 1980, № 7). Побочное действие. Действие А на Б сопровождается вредным действием на внешнюю среду (ВС) или третий объект В. Иногда это вредное действие исходит от Б.
11. Вторичное действие. Под действием А происходит такое изменение Б, что на Б или на А начинает вредно влиять внешняя среда (ВС) или третий объект В.
12. Задача о центрифуге ("ТиН", 1979, №10). Неверно направленное действие. Вместо объекта Б действие направлено на объект В.
|
|
|
|
|
Формулы талантливого... (1979, №3) |
|
Вепольный анализ (1979, №4) |
|
Как решать задачи (1979, №5) |
|
Сила знания (1979, №6) |
|
Анализ, формулы... (1979, №10) |
|
Сокровища Флинта (1980, №1) |
|
Парадокс Аэлиты (1980, №2) |
|
Кое-что из практики Карла Великого (1980, №3) |
|
Система стандартов... (1980, №4) |
|
Путь к восточному полюсу (1980, №5) |
|
Уйти от сирен (1980, №6) |
|
Солнечный зайчик воображения (1980, №7) |
|
Следствие ведут знатоки (1980, №7) |
|
Статуи в пустыне (1980, №8) |
|
Столкновение законов (1980, №9) |
|
Как считать бульбы (1980, №11) |
|
Девиз мушкетеров (1980, №12) |
|
Физэффекты - инструменты... (1981, №1) |
|
Феполи могут все (1981, №2) |
|
Бегущая по волнам (1981, №2) |
|
Анатомия конфликта (1981, №3) |
|
Кто есть кто (1981, №4) |
|
Метод ММЧ (1981, №5) |
|
Почему возникают развилки (1981, №6) |
|
Классификация несчастий (1981, №7) |
|
Отталкиваются-притягиваются (1981, №7) |
|
Похвальное слово подсказке (1981, №8) |
|
К вопросу о детском саде (1981, №9) |
|
Есть над чем подумать (1981, №12) |
|
Реквием по МПиО (1982, №1) |
|
Новая модификация АРИЗ (1983, №2) |
|
Комментарий К АРИЗ-82 (1983, №3) |
|
АРИЗ-82: Особенности практического применения (1983, №4) |
|
АРИЗ-82: Как избежать ошибок. (1983, №6) |
|
Атака на ветряки (1983, №7) |
|