Официальный фонд Г.С. Альтшуллера

English Deutsch Français Español
Главная страница
Карта сайта
Новости ТРИЗ
E-Книга
Термины
Работы
- ТРИЗ
- РТВ
- Регистр идей фантастики
- Школьникам, учителям, родителям
- ТРТЛ
- О качестве и технике работы
- Критика
Форум
Библиография
- Альтшуллер
- Журавлева
Биография
- Хронология событий
- Интервью
- Переписка
- А/б рассказы
- Аудио
- Видео
- Фото
Правообладатели
Опросы
Поставьте ссылку
World

распечатать







   
Законы Приемы Стандарты АРИЗ ТРИЗ + Публикации журнала «ТиН»

© Альтшуллер Г.С., Журнал "Техника и наука", 1981, №7. – С.19.

КЛАССИФИКАЦИЯ НЕСЧАСТИЙ,
ИЛИ ТИПИЧНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ В МОДЕЛЯХ ЗАДАЧ

"Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему". Социологи, однако, не согласны с классиком и утверждают, что семейные неурядицы хорошо поддаются типизации. Изобретательские задачи подобны несчастливым семьям - они связаны с системами, в которых полыхают конфликты. Разобраться в условиях задачи (по ТРИЗ: построить модель задачи) значит выделить конфликтную пару элементов и указать суть конфликта (техническое противоречие). Здесь, судя по письмам, приходящим в редакцию, часто возникают затруднения. "Не могу решить задачу о катке и грядке ("ТиН", 1980, №12, с. 18), - пишет читатель К. из Свердловска. - Мне кажется, что нет противоречия. Просто мы не знаем, как должен быть устроен каток, чтобы соответствовать меняющемуся профилю грядки".

Бывают явные конфликты. Две части системы открыто противоборствуют: улучшить одну часть (одно свойство), ухудшится другая часть (другое свойство). Или: одна часть действует на другую, а та оказывает противодействие... Чаще приходится иметь дело с конфликтами не столь явно выраженными. Понятие "конфликт" в ТРИЗ вообще не сводится к прямой конфронтации: "несчастья" в системах бывают разные. Вместе с тем нельзя сказать, что "каждая задача несчастлива по-своему" - существуют типичные конфликты. Они показаны в таблице.

Внимательно рассмотрите таблицу. Знакомство с основными видами конфликтов поможет вам увереннее строить модели задач. А правильно построенная модель - это 3/4 решения, не меньше...

Задача 28. Определите, к какому виду относятся конфликты в задачах из предыдущих выпусков "Практикума": 5 ("ТиН", 1980, № 2), 10 ("ТиН", 1980, № 4), 18 ("ТиН", 1980, № 7), 20 ("ТиН", 1980, № 9), 26 ("ТиН", 1981, № 3).

Задача 29. При горячей прокатке металла надо подавать жидкую смазку в зону деформации металла - туда, где вал соприкасается с металлом. Существует множество систем подачи: самотеком, с помощью разного рода "кистей", под напором изнутри вала и т. д. Все эти системы плохи: смазка разбрызгивается, поступает неравномерно, нет возможности устанавливать нужный режим смазки.

1. Какой тип конфликта в этой задаче?

2. Предложите схему устранения конфликта с помощью метода "моделирования маленькими человечками".

3. Перейдите от "маленьких человечков" к техническому решению, затем проверьте, устранен ли конфликт?

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ КОНФЛИКТОВ В МОДЕЛЯХ ЗАДАЧ

1.   Задача об отделении опалубки после затвердевания бетона ("ТиН", 1981, №5).
Противодействие. А действует на Б полезно (сплошная стрелка), но при этом постоянно или на отдельных этапах возникает обратное вредное действие (волнистая стрелка).


2.   Задача о подаче порошка в металл ("ТиН",1980, № 8)
Сопряженное действие. Полезное действие А и Б сопровождается (или сменяется) вредным.


3.   Задача о "Бегущей по волнам" ("ТиН", 1981, № 2).
Сопряженное действие. Полезное действие на одну часть Б сопровождается вредным действием на другую часть.



4.    Задача о получении высокого давления ("ТиН", 1979, № 6).
Бездействие. А не действует на Б или действует слабо (пунктирная стрелка). Иногда А вообще не дано: нужно изменить Б, а каким именно способом - неизвестно.

5. Задача об измерении диаметра шлифовального круга ("ТиН", 1980, №7).
Перекрестное действие. Одно полезное действие несовместимо с другим.
Например, работа и измерение.


6.  Задача о паяльнике ("ТиН", 1980, № 4).
Сопряженное действие. Полезное действие А и Б сопровождается вредным действием на само А, в частности, необходимостью усложнения А.


7.   Задача об обнаружении отверстий в агрегате холодильника ("ТиН", 1979, №4).
"Безмолвие". Нет информации (волнистая пунктирная стрелка) об А, Б или о взаимодействии А и Б.



8.   Задача о сливе стали из ковша ("ТиН", 1979, № 10).
Неполное действие. А действует на Б однозначно, а нужно разное действие А на Б (в частности, разное действие в разное время и разное действие на разные части Б).


9.   Задача о борьбе с охлаждением шлака ("ТиН", 1979, №5).
Вредное действие. А вредно действует на Б (действия вообще не должно быть).



10.  Задача об испытаниях кубиков ("ТиН", 1980, № 7).
Побочное действие. Действие А на Б сопровождается вредным действием на внешнюю среду (ВС) или третий объект В. Иногда это вредное действие исходит от Б.


11.  Вторичное действие. Под действием А происходит такое изменение Б, что на Б или на А начинает вредно влиять внешняя среда (ВС) или третий объект В.



12.  Задача о центрифуге ("ТиН", 1979, №10).
Неверно направленное действие. Вместо объекта Б действие направлено на объект В.

Формулы талантливого...
(1979, №3)
Вепольный анализ
(1979, №4)
Как решать задачи
(1979, №5)
Сила знания
(1979, №6)
Анализ, формулы...
(1979, №10)
Сокровища Флинта
(1980, №1)
Парадокс Аэлиты
(1980, №2)
Кое-что из практики Карла Великого
(1980, №3)
Система стандартов...
(1980, №4)
Путь к восточному полюсу
(1980, №5)
Уйти от сирен
(1980, №6)
Солнечный зайчик воображения
(1980, №7)
Следствие ведут знатоки
(1980, №7)
Статуи в пустыне
(1980, №8)
Столкновение законов
(1980, №9)
Как считать бульбы
(1980, №11)
Девиз мушкетеров
(1980, №12)
Физэффекты - инструменты...
(1981, №1)
Феполи могут все
(1981, №2)
Бегущая по волнам
(1981, №2)
Анатомия конфликта
(1981, №3)
Кто есть кто
(1981, №4)
Метод ММЧ
(1981, №5)
Почему возникают развилки
(1981, №6)
Классификация несчастий
(1981, №7)
Отталкиваются-притягиваются
(1981, №7)
Похвальное слово подсказке
(1981, №8)
К вопросу о детском
саде
(1981, №9)
Есть над чем подумать
(1981, №12)
Реквием по МПиО
(1982, №1)
Новая модификация АРИЗ
(1983, №2)
Комментарий К АРИЗ-82
(1983, №3)
АРИЗ-82: Особенности практического применения
(1983, №4)
АРИЗ-82: Как избежать ошибок.
(1983, №6)
Атака на ветряки
(1983, №7)